Юрий Соломин: жизнь прекрасна, чтобы её тратить на злобу

Есть интервью, которые журналист помнит всегда! Просматривая недавно свои интервью с «героями» (я так называю) обнаружила интервью с великим Юрием Мефодьевичем Соломиным… И как-то стало на душе светло. Просто светло от того, что мне повезло соприкоснуться с Легендой. В начале этого года старейший Малый театр Москвы представил своим поклонникам главную премьеру сезона. Гоголевскую «Женитьбу» поставил художественный руководитель и народный артист СССР Юрий Соломин. Да, именно , тот самый красавец офицер Павел Кольцов из « Адъютанта его превосходительства» или трактирщик Эмиль из «Обыкновенного чуда», или же врач Борис Градов из киноромана « Московская сага». Прекрасные картины, замечательная игра актера! Хотя, для Юрия Мефодьевича съемки в кино никогда не были важнее работы в театре. Да и сам Соломин признается, что болен сценой всю жизнь и не хотел бы вылечиться от этого недуга. Сохраняя импозантность, Юрий Мефодьевич до сих пор смущается, когда его хвалят за роли. Он все чаще вспоминает прожитые годы и людей, с которыми ему пришлось работать. Говорит, что не верит в знаки судьбы, а самым дорогим подарком считает внимание и слезы зрителей…. Юрий Мефодьевич, если не ошибаюсь, то вы почти шестьдесят лет имеете непосредственное отношение к Малому театру. Как зародилась такая любовь, привязанность? - Я был ребенком войны. Жил в Чите. Но война войной, а дети же должны были учиться, развиваться. В нашем городе существовали разные кружки: танцевальный, шахматный, драматический. Я решил, что мне интересно будет заниматься «актерством». И причина была – спектакль «Снежная королева». Это был первый спектакль, который я увидел. Просто был ошеломлен постановкой! Представьте себе: по сцене бегают разбойники , потом спускаются в зрительный зал с песнями, криками и с ….собаками! Да, с дрессированными собаками! Зрелище необыкновенное! Я не мог оторвать глаз и мечтал, что наступит время и я обязательно окажусь на сцене! Вот так и попал в драматический кружок. А один раз я с друзьями сбежал с уроков и отправился в кино. Шел фильм «Малый театр и его мастера» . Это был документальный фильм к юбилею Малого театра. И тогда я увидел Ильинского, Пашенную, Жарова, Царева, Яблочкину…. И меня совершенно потрясло такое количество знаменитых актеров в одном театре… И в тот момент решил для себя: « Я буду на одной сцене с этими актерами!» Именно, все точно и конкретно! И запомнил, что есть театральный ВУЗ при Малом театре , Неглинная, дом 6. А когда закончил школу, то почтой отправил свои документы и отправился в Москву….поступать! В поездке меня сопровождал отец. - А почему вы поехали с папой? Было страшно одному? - Да, было где-то страшно. Я из небольшого провинциального города, ехать до Москвы неделю на поезде…Да и столица как-то пугала. Вот отец и решил поехать со мной. Приехали. Ночевать было негде. Приют нашли за пределами Москвы, у знакомых. Но для меня было главное – экзамены в институт. Помню, а это был 1953 год, конкурс на актерское отделение был просто сумасшедшим! Очень сложно было пройти отбор. Но помог мне случай: моего отца обокрали! Он сидел в сквере Большого театра и …не заметил, как остался без паспорта и денег! Что делать? Конечно, возвращаться каким-то образом домой! В милиции ему выдали справку вместо паспорта, занял у знакомых денег и говорит мне: « Сынок, я понимаю, что у тебя еще идут экзамены, но мы не можем больше оставаться в Москве…Подойди к педагогу, которая набирает группу и объясни ситуацию. Если она тебя сразу возьмет – хорошо, а если нет – едем домой!» А группу набирала Вера Николаевна Пашенная…Я и пошел к ней, объяснил ситуацию и …меня оставили. Вот такой случай изменил мою жизнь. - Юрий Мифодьевич, это правда, что вы с супругой познакомились в институте? И до сих пор вместе! - Да, во время учебы познакомился. Да, уже шестьдесят лет вместе. - А вы помните тот момент, когда впервые увидели свою будущую жену? - Да, мы учились с Ольгой (супруга Ю.С.-пр.ав) на одном курсе. Когда ее увидел, то удивился ее толстенной косе… Но с этой косой вышел забавный случай: Ольга прилепила себе ее, но говорила всем, что у нее исключительно свои волосы…Закончилось все печально – коса просто отвалилась! Было весело. И я предложил сесть Ольге со мной за парту. А уже потом стал присматриваться к ней…И в один счастливый момент подумал: « Эта девушка будет моей женой!» Все так и произошло. - Юрий Мефодьевич, Вы играли на сцене с мэтрами театрального искусства! С легендами! Яблочкина, Царев, Гоголева… Расскажите о них, пожалуйста. - Да, это были легендарные актеры. И я счастлив, что мне довелось поработать с ними на одной сцене. Эти , как вы говорите, мэтры уходили один за одним на моих глазах… Что касается Елены Гоголевой, то она славилась строптивым характером. Но на меня ее характер не распространялся. Мне повезло, что я играл ее сына в спектакле «Пучина», и отношения у нас сложились добрые. Меня поражало то, что она всегда выходила на поклон после меня! И это великая Гоголева! Сколько бы раз я этому не сопротивлялся, но она всегда неизменно говорила: «Нет, нет, я – после Вас!» Уважительное отношение к партнеру! Старая школа! А вот с другим мэтром нашего театра Борисом Бабочкиным ( Знаменитый Чапаев-пр.ав), у меня не сложились отношения. Он меня как-то раскритиковал за роль в спектакле. Да так разошелся, что стал очень эмоционально и долго уделять моей персоне внимания….Даже коллеги удивились этому. Конечно, мне было неприятно и я обиделся. Даже тогда, когда Бабочкин решил поставить спектакль «Гроза» Островского и пригласить меня на главную роль, то я отказался! Да, был обижен на его критику! Слава Богу, что за несколько недель до его смерти я с ним помирился. Встретились случайно на Московском кинофестивале, где мне вручили награду за фильм «Дерсу Узала», он поздравил меня. И в какой-то момент я понял, что обижаться на критику старших коллег глупо. Мы долго разговаривали, а через несколько дней у него остановилось сердце. - Юрий Мефодьевич, не могу не спросить о фильме «Адъютант его превосходительства». Вы покорили сердца сотни женщин. Как вы попали в эту картину? - Прекрасный случай! Режиссер фильма Евгений Ташков утвердил меня на маленькую роль офицера штаба. А потом предложил мне попробовать себя в главной роли. Он сказал, что видит только меня в этой роли! Но художественный совет был против! Режиссеру говорили, что мое лицо не вписывается в образ героя – коммуниста. Шесть раз ему отказывали, то потом согласились. Как он комиссию уговорил – не знаю! Но я благодарен этому фильму. Да, он мне принес популярность и некоторые возможности….Мог достать дефицит для маленькой дочки: элементарное молоко и продукты для детей. Дефицит был страшный. - А как же так случилось, что вы перестали сниматься в кино? - Я уже не молод…Да и в театре забот хватает! Силы не хочу расходовать. Я же выхожу на сцену, ставлю спектакли. Для меня театр – жизнь моя. Слезы и благодарность зрителей – высочайшая награда! А кино…Думаю, что оно осталось в прошлом. Да и редки сейчас хорошие сценарии, картины. Иногда пытаюсь смотреть некоторые сериалы и ….путаюсь в них…Вижу одних и тех же артистов, в одной и той же одежде, которые кочуют из одной картины в другую…Ну куда это годится? - Юрий Мефодьевич, а как Вы согласились стать художественным руководителем театра? Огромная нагрузка! - Все произошло давно и вдруг! Меня постоянно выбирали кем-нибудь в художественный совет – может, чувствовали, что я человек серьезный. А в 1988 году, Владимир Андреев, ушел с поста художественного руководителя, и коллектив проголосовал за меня. Так что я первый выбранный, а не назначенный руководитель Малого театра. - Сложно руководить таким творческим коллективом? - Иногда бывает… Но у нас слаженный коллектив. Артисты меня не боятся (улыбается). Да, я человек заводной, очень эмоциональный, могу и накричать. Но быстро отхожу и зла не помню. Буду здороваться с человеком, даже если он мне нехорошее сделал. Нужно уметь прощать. - А сложно научиться прощать? - А это зависит от людей. Но жить и помнить зло – себя разрушать. Да и жизнь прекрасна, чтобы тратить на злобу время. -Благодарю.

Юрий Соломин: жизнь прекрасна, чтобы её тратить на злобу
© Аргументы Недели