Дмитрий Поляков: Телевидение остается частью нашей бытовой культуры

Россияне продолжают смотреть телевизор. В то время как на крупнейших мировых рынках платного ТВ по итогам 2020 года пандемия ускорила отток абонентов, в России сохранилась положительная динамика, говорится в отчете независимого консалтингового агентства «ТМТ Консалтинг». Несмотря на доступность каналов мультиплексов (объединение в единый цифровой пакет телевизионных каналов при цифровом телевещании — «ВМ»), большинство россиян готовы платить за расширенные пакеты. Проникновение услуг платного телевидения в России по итогам 2020 года превысило 81,5 процента. Почему люди продолжают и готовы платить за такие сервисы, мы поговорили с Дмитрием Поляковым, директором по стратегии и развитию Московского региона МТС.

Дмитрий Поляков: Телевидение остается частью нашей бытовой культуры
© Вечерняя Москва

— Существует мнение, что телевизор теряет свою популярность. Но данные аналитиков свидетельствуют об обратном. Что говорит опыт вашей компании?

— Мы видим, что телевидение вовсе не умирает, как любят рассуждать отдельные эксперты. Напротив, и это подтверждают реальные цифры и наши финансовые результаты, на самом деле люди продолжают смотреть телевизор. Но теперь само понятие «телевизор» стало более объемным: это не просто экран, подключенный к антенне общего пользования. Если хотите, изменилась внутренняя философия этого понятия. Сейчас телевидение — это совершенно разные способы просмотра множества телепередач на самых разных устройствах в разных обстоятельствах. В городе это чаще всего услуга IPTV (технология передачи телевизионного сигнала по каналам интернет-связи — «ВМ»), предлагаемая вместе с подключением доступа в сеть, за городом — спутниковое телевещание, есть технология ОТТ (метод предоставления видеоуслуг через интернет — «ВМ), которая обеспечивает доступ к онлайн-кинотеатрам и платформам и позволяет смотреть контент, в том числе телевизионный, в любом месте, где есть интернет. И с современными скоростями передачи данных уже не так важно, фиксированный или мобильный.

И даже если кто-то декларирует: «Я не смотрю телевизор!» — он вполне может лукавить. Скорее всего, смотрит, но не на стационарном экране на стене, а через смартфон, планшет или другое более удобное и мобильное устройство. И мы это видим.

По нашим данным, в 2020 году россияне в три раза активнее пользовались онлайн-сервисами и стали больше смотреть платное телевидение. И проводили за просмотром в среднем более четырех часов в сутки!

— Что же они смотрят?

— А вот это довольно сильно зависит от того, кто смотрит. И от технологии тоже зависит. Те, кто смотрит спутниковое, кабельное или IPTV, а это чаще все члены семьи, иногда объединяющей несколько поколений, больше всего времени проводят за просмотром семейных программ, детских передач и развлекательных шоу.

Возможно, прошлый год дал небольшие перекосы в определенные ниши и поэтому не так репрезентативен: все-таки многие развлечения были малодоступны, и телевизор заменял людям и театры, и кино, и концерты. И даже, как это ни удивительно, живую природу, доступ к которой также был ограничен. Поэтому москвичи в прошлом году больше всего смотрели фильмы и сериалы. В месяцы ограничений их доля в общем объеме просмотров превышала 45 процентов (в обычное время около 40 процентов).

Кроме того, если говорить именно о Москве, жители столицы активно смотрят ток-шоу и другие массовые дискуссионные передачи: они составляют примерно пятую часть от общего объема просмотров. На детский контент, в свою очередь, приходится чуть менее 10 процентов. Напротив, у тех, кто уезжает за город и смотрит телевизор через спутник, детский контент куда более востребован: это больше 40 процентов просмотров. А в летние месяцы этот показатель составляет и вовсе больше половины всех просмотров! Видимо, родителям надо занять своих чад в месяцы каникул, чтобы освободить себе время для домашних забот. А вот через мобильное приложение люди предпочитают смотреть спортивные программы или познавательные передачи. Это уже преимущественно индивидуальные, а не коллективные просмотры.

— Можно ли ожидать, что эти индивидуальные просмотры вытеснят семейные привычки собираться у голубого экрана?

— Возможно, в недалеком будущем, когда сменится поколение. Сейчас все-таки москвичи привыкли, что в доме есть телевизор. Для кого-то он работает фоном весь день, кто-то включает его по расписанию, чтобы посмотреть любимые передачи. Но он остается частью бытовой культуры, если хотите — нашей традицией. При этом люди отлично усвоили, что, помимо основных, есть масса специальных каналов, которые им более интересны. Для мужчин — спорт, машины, охота, рыбалка. Для женщин — советы по дому, обустройству сада, огорода, даже телемагазины. Молодежь привыкла все делать под музыку. А дети сегодня смотрят не только мультики, но и образовательные программы.

— И вы не собираетесь отказываться от телевизионных предложений?

— Точно нет. Ведь они дают то, что для людей очень важно: информацию и эмоции. Мы допускаем, что формат потребления, так называемые среды потребления, то есть технологии, с помощью которых люди получают доступ к телевизионным услугам, будут трансформироваться. Это уже происходит, ведь прогресс не стоит на месте, и наша компания является одним из флагманов внедрения новых технологий. Но если говорить глобально, нам неважно, с помощью какой технологии дарить людям эмоции. Мы можем работать с любой: и через спутник, и через кабель, и через разные интернет-решения. Пусть пользователь сам выбирает, что ему удобно. Более того, сейчас мы выводим на рынок сложные продукты, которые обеспечивают людям простые решения их комплексных запросов: чтобы и интернет, и мобильная связь, и телевидение, и стоило не как «чугунный мост». Сейчас у нас есть такие решения с домашним интернетом, ТВ, онлайн-кинотеатром и мобильной связью. К началу дачного сезона (а почти у половины москвичей есть дачи) выпускаем такое решение для спутникового ТВ с мобильным интернетом, связью и онлайн-кинотеатром. Мы запустили собственные каналы, снимаем собственный контент. И верим в будущее телевидения. Хотя оно, конечно, будет отличаться от того формата, к которому мы все привыкли.