Войти в почту

С артистом Михаилом Цителашвили мы встречаемся на манеже Государственного училища циркового и эстрадного искусства имени Румянцева. Иллюзионист протягивает мне кастрюлю с крышкой пирамидальной формы.

Огонь, бензин и пики
© Вечерняя Москва

— Держите на вытянутой руке, — говорит он. — Теперь поднимите крышку.

На дне лежит бумага. Михаил поджигает ее, я закрываю емкость. И резко открываю по сигналу фокусника... О чудо! Оттуда выпархивает белоснежный голубь.

— Принц, артист МХАТа, — представляет его Михаил.

Идем в другой репетиционный зал.

На сцене перед черным занавесом — стул. Михаил предлагает сесть.

— Фокус называется «Парикмахерская». Уберите волосы назад. Хотя можете за них уже не беспокоиться. Держите — фокусник дает мне подставку, похожую на элемент средневековых колодок.

Приставляю конструкцию к подбородку. На нее Михаил ставит прямоугольный контейнер. Голова в «аквариуме»! — Сейчас на меня посыплются червяки? — спрашиваю я.

В руке фокусника появляется емкость с бензином.

— Нет, — смеется он. — Просто выполним сжигание головы. Готовы? — Насколько возможно, да! На голову мне надевают плотный колпак — ничего не вижу, лишь слышу чирканье зажигалки, чувствую запах гари...

— Все нормально? — осведомляется иллюзионист. — Это еще не фокус. Сейчас ваша голова исчезнет! Михаил снимает с меня колпак, но зрение не возвращается. Будто я уже и не здесь — в черном бескрайнем космосе.

— О боже! Она действительно исчезла, — восклицает фотограф Анна Малакмадзе.

Видимо, визуальный эффект на высоте! Михаил убирает необычную конструкцию, но я еще кажусь себе невидимкой. Все? Вот так, бесследно, со всеми моими мыслями и мечтами?.. Но думать об этом некогда — пора на следующее испытание.

Иллюзионист подводит меня к черному ящику, похожему на коробку от крупного телевизора. По отверстиям в стенках очевидно — приспособление пыточное.

— Мой рекорд — 27 пик, — обнадеживающе говорит Михаил. — Залезьте внутрь, примите позу эмбриона.

В тоне иллюзиониста сомнение — рост 174 сантиметра для волшебного ящика, видимо, велик. Но мне удается выполнить его указание. Стараюсь вжаться как можно ближе ко дну, исчезнуть... Правду говорят — жить захочешь, и не так раскорячишься!

— Да, это будет интересно, — произносит фокусник задумчиво. — Дайте-ка посмотрю, где вы сидите! Ой, кошмар какой, — оглядывает он ящик. — Что ж, попробуем. Вначале без жертв не обходится!

Крышка захлопывается. Картон, из которого сделано приспособление, со скрежетом прорывает острая пика — в миллиметре от меня. Еще одна! Я в стальной паутине! Обхватываю коленки покрепче, вжимаюсь в ящик. Очередная пика упирается в руку, другая касается уха. Полоска света... Михаил проверяет, сколько осталось места.

— Так, здесь что у нас? Голова! — в ужасе восклицает он. — Чуть не проткнул вас! И вновь — темнота. «Ну, хоть голова вернулась на место», — нахожу повод для радости.

— Последний гвоздь! — объявляет фокусник, проделывая в ящике десятое отверстие.

Перехватываю орудие рукой, пытаюсь отвести неминуемое... Кажется, вот-вот уменьшусь, как Алиса в сказке Кэрролла. Все! Крышка гро... коробки поднимается, Михаил убирает пики, подает мне руку. Восстав из ящика, чувствую, будто заново родилась.

— Пятерка за бесстрашие! — выносит вердикт иллюзионист. — Обычно все перед трюком спрашивают: «А как это будет? Вы точно меня не заденете? Покажите сначала, как будете прокалывать!» Вы же просто залезли в ящик, не задавая вопросов. Идеальный ассистент!

Наблюдая, как несколько шариков в руках Михаила превращаются в кролика, понимаю: даже если бы хотела раскрыть секреты фокусов, не вышло бы. И вблизи нелегко уловить то мимолетное движение, которое и создает иллюзию. Да и отвлекать внимание Михаил умеет. Он рассказывает о принципах показа фокусов, необходимости разбавлять страшные трюки комическими элементами... О загадочной ментальной магии — умении угадывать предмет на расстоянии, для владения которой нужно выучить тайный код. Быть мастером своего дела — наверное, это и есть настоящая магия.

ТОП-3

Самые известные иллюзионисты:

■ Гарри Гудини. Умел выбираться из любых наручников и оков.

■ Дэвид Копперфильд. Прославился трюками, эпичными, как голливудские блокбастеры.

■ Алессандро Калиостро. Уверял, что им был открыт секрет философского камня.

Читайте также: Дмитрий Поляков: Телевидение остается частью нашей бытовой культуры