Музыкальная история Петера Мунка: премьера "Песнь Черного леса" в "Дилижансе"

Музыка как одна из основ спектакля стала отличительным знаком стиля Екатерины Зубаревой. В "Плахе" актеры играли на аутентичных инструментах, в "Ганди молчал по субботам" сопровождали действие битбоксом. Спектакль по Гауфу называется "Песнь Черного леса", он тоже наполнен музыкой. Артисты играют на раввасте, кахоне, трубофоне, тальхарпе, бар чаймсе, гитаре, флейте. Выглядят некоторые из них фантастически. Например, трубофон - это массивная конструкция из сантехнических труб, совершенно неузнаваемых в "сказочном гриме". Звучит все вместе очень атмосферно. На освоение экзотических и классических инструментов ушло больше года. Музыку по традиции написал худрук театра Виктор Мартынов, в том числе мелодию к стихам, с которых все и начинается: Под косматой елью, В темном подземелье, Где рождается родник, Меж корней живет старик. Он неслыханно богат, Он хранит заветный клад... Герой сказки Гауфа Петер (Петр Зубарев) недоволен судьбой угольщика и мечтает разбогатеть, как Толстый Эцехиль (Рустам Фазулов). Само собой, не работой в поте лица, а с помощи Стеклянного Человечка, который, по слухам, помог уже не одному такому бедолаге. Часть стихотворения, вызывающего волшебные силы, Петер помнит с детства. Неунывающий юный герой шагает вперед по небольшому выступающему в зал помосту навстречу приключениям, в лес, к мечте. Сначала шагает задорно и бездумно, потом все тяжелее и обреченнее. Эта странная и не очень детская (как чаще всего и бывает со сказками) история пронизана протестантской этикой. Добрые волшебные силы дают Петеру не столько богатство, сколько возможность заработать честным трудом, а злые - развращают шальным богатством, забирают самое дорогое - радость жизни, жену, способность сострадать. Екатерина Зубарева верна принципу пробовать каждый раз новые театральные техники. В этом спектакле заметное место занял теневой театр. С его помощью режиссер легко показывает самые фантастические повороты сюжета и делает историю многослойной. На переднем плане актеры играют живых людей и реальную жизнь. Сзади, в театре теней, резвятся волшебные силы: Стеклянный Человечек прячется за деревьями, гонится за Петером великан Михель, вынимают живое сердце угольщика и ставят вместо него каменное. Здесь же происходят самые страшные события. В живом плане сказочные персонажи не такие уж и нереальные. Михель Олега Андюшкина похож на насмешливого рыцаря. Стеклянный Человечек (Илья Домбровский) с заплетенной африканскими косичками бородой суетлив и простоват. "Дилижанс" играет "Песнь Черного леса" как немецкую сказку (костюмы Дарьи Солодовой сшиты по мотивам национальных) и в то же время как притчу о неправедном богатстве. В финале песенку "Уголь, уголь, кому уголь? " распевает все семейство Мунков. Будь на своем месте, зарабатывай хлеб в поте лица, не завидуй, получай максимум из того, что есть - этому учит зрителя сказка Гауфа. В "Дилижансе" знают цену этим словам.

Музыкальная история Петера Мунка: премьера "Песнь Черного леса" в "Дилижансе"
© СОВА