Петербуржцы просят играть музыку Шнурова не слишком громко

Давать концерты на улицах петербургские музыканты смогут на расстоянии не менее 30 метров от жилых домов, а громкость колонок, к которым они подключают, например, электрогитары, не должна превышать 60 децибел. С барабанами им хотят вообще запретить выступать.

Петербуржцы просят играть музыку Шнурова не слишком громко
© Парламентская газета

Но зато заявить властям о намерении сыграть свой репертуар артистам может стать проще — вместо процедуры согласования предложат порядок уведомления… О таких изменениях ко второму чтению законопроекта об уличных музыкантах говорили участники заседания Комитета Заксобрания по законодательству 16 апреля.

Убавьте звук

Те, кто приезжает в Петербург, вряд ли могут себе представить Невский проспект, откуда не доносятся звуки песен Виктора Цоя, Бориса Гребенщикова и прочих легендарных ленинградских рокеров, с которыми выступают уличные музыканты-энтузиасты, желающим поддержать в городе дух рок-н-ролльной столицы и заодно что-то заработать на жизнь.

Но если эти музыка и атмосфера очень нравятся туристам, то местным жителям нередко всё это доставляет много неудобств. Особенно тем, кто живёт в центре Петербурга. А происходит так из-за того, что пока выступления на улицах почти никак не регламентированы.

«Я за те семь лет, которые живу на Малой Конюшенной улице, успела выучить весь репертуар уличных музыкантов, — рассказала на заседании петербурженка Мария Ильичева. — Для них песни Сергея Шнурова — это вершина исполнительного искусства».

И ладно бы они играли музыку на простой акустической гитаре. Но они подключают колонки, ставят микрофоны, барабанные установки. Из-за этого даже 30-метровое расстояние, на которое они отходят от жилых домов, не спасает от шума. К слову, именно такое количество метров в изначальном варианте законопроекта определили депутаты.

«Буквально вчера вечером возле Дома книги выступал ансамбль — это явно больше 30 метров от места, где я живу, — отметила Ильичева. — Тем не менее они это расстояние компенсировали мощностью звукоусилителей».

Председатель Комитета по законодательству Денис Четырбок согласился, что со звукоусилителями нужно что-то делать. Но если приглашённые петербуржцы предложили совсем их запретить, то депутат выступил за ограничение их громкости — например, до 60 децибел. При этом парламентарий считает, что барабаны с улиц надо убрать.

«Я думаю, нужно установить классификацию музыкальных инструментов, с которыми можно или нельзя выступать в том или ином месте, — заявил он. - В ряде европейских стран, к примеру, на уличных концертах запрещено использовать барабанные установки, а вот на флейту или скрипку ограничений нет».

Я думаю, нужно установить классификацию музыкальных инструментов, с которыми можно или нельзя выступать в том или ином месте Подвергнуть корректировке депутат намерен и временной отрезок, в течение которого разрешат давать концерт. Сначала в законопроекте прописали не более шести часов, теперь их может стать меньше.

«В Германии, например, в каждом городе есть ограничение на выступление одной группы — полчаса или час максимум, а затем она должна поменять локацию», — рассказал представитель симфонического оркестра Таврический Герман Мойжес.

Цензуры не будет

Помимо этого, сообщил Четырбок, нужно определить список зон, где музыканты вообще играть не смогут. В качестве примера он привёл городские театры, которые жалуются на уличных творцов, так как они мешают работать.

Зато те места, где музицирование более или менее приемлемо, должны быть для артистов максимально доступными, уверен депутат. Так, если раньше поправки предполагали, что людям нужно согласовывать своё выступление с властями, то теперь парламентарии хотят сделать уведомительный порядок.

Кстати, сделать это, видимо, можно будет через Интернет — как сообщил на заседании вице-губернатор Петербурга Борис Пиотровский, курирующий сферу культуры, в городском правительстве сейчас как раз обсуждают создание специального портала для приёма заявок.

«Скоро лето и на улицу выйдет много музыкантов — понятно, что такое количество выступающих нужно регулировать, — сказал Пиотровский. — У нас есть положительные примеры из других регионов России, где уже приняли необходимые законы. В частности, в Москве работает система «Уличный артист», которая предлагает уведомительно-согласовательный порядок выступлений в режиме онлайн и через которую они потом контролируются. Так что мы имеем все вводные, чтобы продолжить эту работу».

Некоторые парламентарии, правда, опасаются, что любое уведомление или согласование автоматически подразумевают цензуру.

«Какова вам, Борис Михайлович, будет роль цензора? — обратился к вице-губернатору член Комитета по законодательству Александр Рассудов. — Михаил Пиотровский в своё время ввёл шикарное правило — у музеев нет табу. В отношении уличного искусства, искусства под открытым небом его тоже быть не должно».

Однако Борис Пиотровский подозрение в цензуре опроверг. «Тут надо учесть фундаментальную вещь — мы не посягаем на право музыкантов на свободу выражения, творчества, — подчеркнул он. — Мы говорим лишь о порядке выступлений, но ничего не говорим о содержании текстов песен или стихотворений. Соблюдать артисты должны будут только правила использования музыкальных инструментов, усилителей и не выходить за пределы зон, где можно играть».

Но вот кто будет контролировать соблюдение этих правил, законодателям и правительству ещё предстоит определить. «Как это проверять и контролировать, есть ли на это полномочия у МВД или кто-то другой этим будет заниматься — серьёзный вопрос, который нужно обсуждать», — констатировал Пиотровский.

При этом работу над документом депутаты хотят ускорить — по словам Дениса Четырбока, окончательно принять закон об уличных музыкантах они планируют до конца этого созыва.