Хамоватых блогеров призовут к порядку

В России следует ввести административную ответственность за пропаганду правонарушений и действий преступного характера, если такая деятельность осуществляется в общественных местах, СМИ или сети интернет. С соответствующим предложением к главе МВД Владимиру Колокольцеву обратился член Общественной палаты РФ Султан Хамзаев.

Хамоватых блогеров призовут к порядку
© Свободная пресса

В своем письме он обращает внимание на то, что среди интернет-пользователей большую популярность в последнее время приобрели персональные блоги в социальных сетях на видеохостингах. И все было бы замечательно, если бы только авторы этих блогов в погоне за новыми подписчиками и доходами не выкладывали в сеть контент весьма сомнительного свойства. А именно, видео с нарушениями правил дорожного движения, провокационные пранк-ролики с оскорблениями посторонних граждан, а также тексты и сюжеты с поддержкой незаконных массовых акций.

По мнению Хамзаева, все это оказывает негативное влияние, прежде всего, на подрастающее поколение, формируя у несовершеннолетних неправильную модель поведения.

Инициатива, надо сказать, возникла явно не на пустом месте.

Один такой блогер-миллионник, известный в сети под именем Эдвард Бил (в жизни - Эдуард Биль), недавно спровоцировал страшную аварию на Садовом кольце в Москве, вылетев на огромной скорости на встречную полосу. Кстати, славу – пусть сомнительную - и деньги ему принесли его скандальные розыгрыши и провокационные видеоролики в Ютуб-канале. Там же он, будучи большим любителем быстрой езды, выкладывал съемки своих лихих заездов по улицам столицы. В том числе и на той самой синей «Ауди», которая стала участницей ДТП, и за которой, как выяснилось, числится 566 штрафов, в том числе за превышение скоростного режима.

Пару лет назад представители ОП уже обращались в правоохранительные органы с просьбой запретить трансляцию опасных для общества видеороликов этого блогера. Какую-то часть даже заблокировали. Но это никак не помешало молодому человеку продолжать устраивать свои отвратительные розыгрыши и выкладывать видео в сети.

В Госдуме и сейчас Хамзаева похвалили за неравнодушие и желание менять общество в лучшую сторону. Однако сомневаются, что предложенный механизм будет работать.

По словам главы Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослава Нилова, «в документальных и художественных фильмах или выпусках новостей тоже есть демонстрация правонарушений или преступлений, которую также можно считать определённого рода пропагандой. И вот эту тонкую грань очень сложно нащупать».

Он также отметил, что сейчас у правоохранителей есть возможность изучить любой видеоматериал и вынести решение об ответственности.

Известный адвокат Дмитрий Аграновский тоже считает инициативу лишней:

- В нашем обществе еще существует хоть что-то, за чем нет тотального контроля со стороны властей? Если существует, то это надо немедленно запретить? Как только я услышал, что есть «инициатива», то сразу понял, что будут предлагать что-то запрещать и ужесточать. Такого рода инициативы сейчас особенно приветствуются.

Можно далеко пойти.

Давайте, например, запретим два совершенно «ужасных» литературных произведения - «Преступление и наказание» Достоевского и «Двадцать тысяч лье под водой» Жюля Верна. Потому что они пропагандируют насилие, а у Жюля Верна, главный герой еще и террорист настоящий.

Я уж не говорю про творчество Генри Миллера (американский писатель – ред.) – там живого места нет, там пропаганда на пропаганде.

На мой взгляд, инициатива абсолютно абсурдна. И при первом же расширительном толковании – а у нас, к сожалению, другого не бывает – будут запрещать все, что попало.

Лучше бы занялись материальным обеспечением правоохранительных органов – зарплатами их, пенсиями. И штаты увеличили, которые постоянно сокращаются. У нас, я знаю на практике, сотрудники правоохранительных органов совсем не как сыр в масле катаются. И вот им как раз надо помочь.

Что касается видеохостингов, где запечатлены преступления, то ищите и наказывайте соответствующих людей.

Историк, политолог и общественный деятель Борис Якеменко, напротив, считает предложение полезным:

- Дело в том, что правоохранители сегодня сталкиваются с такими явлениями, с которыми раньше мы просто были незнакомы. И для них не существует правоприменительной практики.

Какой-то лихач «безбашенный» несется по улице на своем драндулете со скоростью 300 км в час, всех подрезает, обгоняет, и это транслируют на миллионную аудиторию. Где, в каком Уголовном кодексе, написано, что с ним делать?

Или пристают к людям на улице, провоцируют их на что-то, оскорбляют и унижают...

Мы сталкиваемся с большим количеством такого рода прецедентов, которые никак не описаны, не квалифицированы юридически. Поэтому для начала нужно было бы, действительно, хотя бы чисто административно определить отношение ко всем этим вещам.

Потому что эти люди становятся опасны для окружающих. И тут неважно – для десяти окружающих или для одного. Задача государства защищать своих людей от уродов – это, что называется, аксиома. Причем, совершенно все равно, пьяный ли это сосед, или такой вот «подрезальщик» на дороге.

Поэтому, наверное, это нужно сделать. Но сделать это будет очень сложно. Ну, ходит он, орет что-то в лицо другим людям... Как это квалифицировать? Пока не существует механизма оценки таких действий – в том-то все и дело.

Понятно, проблем здесь будет много. Но то, что нужно этим заниматься, я не сомневаюсь.

«СП»: - Кто должен заниматься?

- Для начала, как минимум, общественники. Общественная палата для того и существует.

Я в ней тоже был, поэтому знаю, что она существует для того чтобы такого рода инициативы собирать. Предлагать их для начала для обсуждения, а потом, соответственно, уже для реализации.

Это нужно, безусловно, сделать.

Но я еще раз подчеркиваю – это настолько сложная материя, что непонятно, как сделать так, чтобы не нагородить чего-нибудь.

Скажем, есть закон, позволяющий наказывать водителей за агрессивную езду. То есть, формально этого блогера можно было давно наказать хотя бы на основании этого закона. Но я ни разу не слышал, чтобы он применялся. Ведь, чтобы это работало, везде должны быть камеры, все посекундно должно фиксироваться, и потом нарушителей надо ловить.

В общем, много вопросов, но их надо решать.