"Формула любви": обнаженную Валюшкину гоняли по лесам, а Пельтцер продувала в карты

После «Обыкновенного чуда» и «Того самого Мюнхгаузена» все ждали нового фильма Захарова, гадали, смогут ли Захаров и Горин удержать планку зрительской любви на прежней высоте. «Формула любви» сначала многим не понравилась. После хулиганского, но все же светлого «Мюнхгаузена» «Формула» показалась знатокам слишком саркастичной и даже мрачной. Григорий Горин, соавтор всех захаровских фильмов, взял за основу сценария новеллу Алексея Толстого 1921 года «Граф Калиостро». Фабула и основные персонажи оттуда. Но у Толстого, изобличающего оккультизм, «магистр тайных сил» просто обманщик и злодей. У Горина – одинокий авантюрист и вполне трагический умник. «Формула любви», комедия, «Мосфильм», премьера 30 декабря 1984 года Режиссер: Марк Захаров Сценарий: Григорий Горин Хронометраж: 90 мин. В ролях: Нодар Мгалоблишвили, Татьяна Пельтцер, Елена Валюшкина, Александр Михайлов, Александр Абдулов, Семен Фарада, Леонид Броневой, Елена Аминова «Обещали мне явить мечту мою и явили» Марк Захаров всегда заранее знал, кого он хочет снять в своем фильме, и практически не проводил проб. Если нужно было, он сам ездил к артистам с приглашением на съемки. Например, он сам пришел в театральную гримерку к грузинскому актеру Нодару Мгалоблишвили, когда тот был со своим театром на гастролях в Москве. На роль заезжего мага нужен был человек с интересной и, главное, «нездешней» внешностью. Сегодня в это не верится, но Мгалоблишвили ответил Захарову категорическим отказом. Он очень плохо говорил по-русски и не представлял, как будет взаимодействовать с другими актерами. Но Захаров все уже продумал и пообещал, что у Калиостро будет самый лучший в мире голос. В результате за графа говорит Армен Джигарханян. Но кажется, интуиция верно подсказывала грузинскому актеру, что для него в «Формуле любви» что-то пойдет не так. Однажды он, сидя у окна гостиничного номера, увидел на улице девушку и решил устроить сеанс магического обольщения. Сел на подоконник и так увлекся, что вывалился со второго этажа. Когда Захаров увидел графа Калиостро с ногой в гипсе, он лишился дара речи. Пришлось многое переделывать в сценарии, но всех выручил оператор: он ухитрился снимать Мгалоблишвили так, чтобы его гипс в кадре не был виден. Ну а при острой необходимости показать графские ноги оператор снимал ноги композитора Гладкова. Бойкот На роль помещика Алёши Федяшева Захаров позвал Александра Михайлова. Он был молод, но все же в профессии не новичок – играл у самого Эфроса. Почему-то после съемок у Захарова его актерская звезда закатилась. Через пару лет Александр Михайлов вообще оставил театр и кино, они вместе с женой получили богословское образование и стали сочинять духовную музыку. На роль помещицкой дочки Машеньки режиссер выбрал вчерашнюю студентку Елену Валюшкину – из сотни таких же девушек с наивными детскими лицами. Валюшкина тоже сначала отказалась от съемок. Она уже успела сняться в двух картинах с такими партнерами, как Евгений Стеблов, Лев Дуров, Николай Караченцов, поэтому приглашение Захарова сочла банальностью, нарушающей ее планы на отпуск. Только потом актриса поняла всю важность съемок у Захарова и даже устроила бойкот Мгалоблишвили, который почти сорвал съемки, двухсерийный фильм получился односерийным, а роль Машеньки стала второстепенной из-за этих сокращений. Марк Захаров был вынужден заступиться за Нодара: «Хватит устраивать тут пионерский лагерь. Человек и так переживает, а вы его гнобите!» Елена Валюшкина: Формулы любви не существует. Это мое проклятие! На роль Фимки режиссер утвердил свою дочь Александру. И не пожалел. Никто даже не подозревал, сколько усилий Александре пришлось приложить, чтобы переубедить отца, сомневавшегося в ее способностях. Она и в Ленкоме из-за этих сомнений долгое время играла в массовке. Карты, деньги, недосып Своя компания была в «ФЛ» у Леонида Броневого и Татьяны Пельтцер. Броневой сыграл ироничного и немного пофигистичного доктора, кладезь мудрости и афоризмов, но никто не понимал, почему это Броневой вечно в плохом настроении. На самом деле это от хронического недосыпа. Дело в том, что Броневой, Пельтцер и звукооператор Юрий Рабинович все ночи напролет под кофе и сигаретку рубились в преферанс. На деньги, само собой. Броневой все время выигрывал, а Пельтцер каждый раз продувала. Ей было тогда уже 80, она ходила в корсете из-за сломанного ребра, но не унывала. Роль Федосьи Ивановны Горин написал специально для нее. Захаров считал ее своим талисманом. Ради него Татьяна Ивановна бросила Плучека. Как-то на репетиции сказала Плучеку на весь зал: «Заткнись, старый дурак» – развернулась и ушла в Ленком к Захарову. И всегда переживала, а не подвела ли она его. Настоящий фурор во время съемок произвела Елена Аминова, исполнившая роль Лоренцы. За красавицей начали приударять и Абдулов, и Фарада. Они ободрали ради нее все местные клумбы. Семен Фарада катал ее на своей машине – к большому неудовольствию его собственной жены. Но вскоре после съемок все успокоилось, потому что Аминова вышла замуж. Обнаженка и уно моменто «Семен Фарада и Александр Абдулов – люди, без которых я не умею снимать ничего», – говорил Марк Захаров, позволяя этому дуэту любую клоунаду и импровизацию. На съемках «Формулы любви» они отдавались этому делу с утра до вечера и с превеликим энтузиазмом. Роль в этом фильме Абдулов взял себе сам. Ну то есть он пришел к Захарову с просьбой придумать для него что-нибудь в этом проекте, и Григорий Горин дописал эпизодическую роль Жакоба, кучера графа Калиостро. Но за кадром Абдулов играл наиглавнейшую роль. Остановить его было невозможно. Он придумывал (например эпизод со сниманием парика), сыпал идеями, загорался и зажигал других. Когда снимали крупный план Валюшкиной на коне, конем был тоже Абдулов. Актрису сажали в грузовичок на мешки и давали уздечку в руки, а среди мешков лежал Абдулов, изображая коня и дергая за уздечки. Леонид Броневой: Абдулов при знакомстве был пьяный и буйный Кстати, на Абдулове в «Формуле любви» лежали все сцены с обнаженкой. Захаров впервые решился на такой риск. Но как подступиться с уговорами раздеться к юной Елене Валюшкиной мэтр не знал, поэтому поручил заняться этим Абдулову, который славился своим воздействием на женщин. Валюшкина была артисткой скромной и замужней. Но Абдулов пустил в ход мощный аргумент: дескать, после эмиграции Елены Кореневой в США у нее конкуренток нет, что красоту надо показать стране, – и уговорил. В результате сцену с обнаженной Валюшкиной снимали целую смену. Абдулов отнесся к работе с огоньком. Они с оператором гоняли голую актрису по лесам и полям, меняли свет, прическу и грим. Абдулов в особо эротических сценах сидел на дереве и тряс оттуда дождем из лейки. Когда сцены с эротическими видениями Алёши Федяшева отработали, Захарова осенило, что в «Формуле любви» имеются еще две актрисы с подходящими данными. Елену Аминову удалось уговорить только на купальник, а вот дочери Александре пришлось несколько дублей отсняться голышом в сене с Абдуловым. К сожалению, все это было зря, потому что Госкино после просмотра смонтированного фильма распорядилось обнаженные планы с Машенькой сократить вполовину, а голую Фимку убрать совсем. Кроме этого, цензура придралась к песне «Уно, уно, уно, ун моменто». Этого знаменитого шлягера могло вообще не случиться. Поначалу в сценарии этой песни не было, но Захаров согласился на идею Абдулова и Фарады, что подручные Калиостро – люди темпераментные и просто обязаны петь. Музыку сочинил Гладков. И слова тоже он. Ну как слова – текст песни состоит из псевдоитальянской тарабарщины. Самое смешное, что эту песню как «иностранную» пришлось утверждать в литературном комитете. Создатели фильма пытались «пересказать» песню устно: что-то типа «прекрасная женщина, верить и петь... подари мне мгновение, самое прекрасное». Но цензоры затребовали точный письменный перевод. Ну надо – значит надо. Эта бумажка хранится в архивах до сих пор: «Один, один, один момент... один, один, один комплимент» – а внизу печать. "Я не один, за мной театр..." Марк Захаров ушел, а Дракон остался Цитаты из фильма: И сия пучина поглотила ея в один момент. В общем, все умерли. *** Хочешь большой, но чистой любви? *** Коли доктор сыт, так и больному легче. * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №14-2021 под заголовком «Формула любви: "Все обманывают всех..."».

"Формула любви": обнаженную Валюшкину гоняли по лесам, а Пельтцер продувала в карты
© ИД "Собеседник"