«О музыке толстых» — интервью с джазменом о запрете джаза в советское время

Джаз подарил миру великих и культовых музыкантов. Жители всех стран до сих пор слушают Фрэнка Синатру, Луи Армстронга и Рэя Чарлза. Однако так было не всегда. К примеру, 18 апреля 1928 года в газете «Правда» появилась статья под названием «О музыке толстых». Она была написана великим русским писателем и прозаиком Максимом Горьким. Такое отношение основоположника литературы социалистического реализма к этому жанру не могло не отразится на музыкантах, которые занимались развитием советского джаза.

«О музыке толстых» — интервью с джазменом о запрете джаза в советское время
© Слово и Дело

Почему Горький назвал джаз музыкой толстых? Почему стали говорить, что если «ты играешь джаз, то ты родину продашь»? Об этом и не только «Слово и Дело» поговорило с российским саксофонистом и джазменом Алексеем Козловым.

 — Алексей Семенович, почему Горький так написал?

 — Я занимался этим вопросом. Я так понимаю, что Горький не любил всю западную культуру, поскольку его перестали там печатать. Он даже не слышал джаза никогда. Просто использовал такую красивую фразу. Наши политологи, которые боролись с джазом, это все подхватили. Фраза «музыка толстых» осталась и долго использовалась. Она помогала нашим политологом бороться с влиянием американской культуры. 

Это интересно: Джазовая певица Этери Бериашвили о старых обидах, «Голосе» и музыке

Факт из истории:

Джаз был запрещен в 1940-е годы. Во время «холодной войны» средствам массовой информации даже было запрещено использовать это слово в своих публикациях

 — То есть фраза появилась случайно?

 — Горький в музыке был человеком безграмотным. Он просто так ее написал. Кстати, в Европе джаз появился именно во Франции. И они начали давать коммерческие концерты, которые не имели джазового характера. Это было шоу. Я думаю, что Горький посмотрел одно из таких шоу, и он так решил. Это мое предположение. 

 — В то же время появилось высказывание «сегодня ты играешь джаз, а завтра — родину продашь»?

 — Эти строки стали частью одного фельетона, который напечатали в сатирическом журнале «Крокодил». Она тоже навредила нам. Тогда джазменов могли отправить даже в ГУЛАГ. Позже во время оттепели, эти фразы начали забывать. Но они иногда всплывали. Власти побаивались джаза. Я прошел через этого все. Как-то я встречался с представителями власти. Я им пытался объяснить, что нет смысла запрещать джаз. Иначе он будет считаться запрещенным, а молодежь к запрещенному только потянется. Кто-то из политтехнологов это понял и нам разрешили даже устраивать фестивали. 

Мне кажется, что я смог объяснить вредность запрета чего-либо в Советском Союзе. Потому что запрет повышает интерес ко всему зарубежному и порождает антисоветчину. После этого запрета можно создать отечественный советский джаз, который может называться иначе. Вот так родился фьюжн. 

          Посмотреть эту публикацию в Instagram                       Публикация от Клуб Алексея Козлова (@kozlovclub)

Факт из истории:

Главная мысль советского мультфильма-басни «Чужой голос» заключалась именно в противостоянии советских композиций западным музыкальным течениям. Мультипликационная лента вышла на экраны в 1949 году. Режиссером стал Иван Иванов-Вано. Стихи были написаны Сергеем Михалковым. 

 — Но отношение к джазу ведь изменилось?

 — Когда появились рок-культура и хиппи, все внимание идеологов было направлено на борьбу с этими течениями. Нас стали использовать для борьбы с этими вредными явлениями. Мы оказались в выгодном положении. Нас стали посылать за рубеж даже на международные фестивали. 

Это интересно: Как изменилась жизнь победителя восьмого сезона шоу «Голос» после проекта