«О музыке толстых» — интервью с джазменом о запрете джаза в советское время
Джаз подарил миру великих и культовых музыкантов. Жители всех стран до сих пор слушают Фрэнка Синатру, Луи Армстронга и Рэя Чарлза. Однако так было не всегда. К примеру, 18 апреля 1928 года в газете «Правда» появилась статья под названием «О музыке толстых». Она была написана великим русским писателем и прозаиком Максимом Горьким. Такое отношение основоположника литературы социалистического реализма к этому жанру не могло не отразится на музыкантах, которые занимались развитием советского джаза.
Почему Горький назвал джаз музыкой толстых? Почему стали говорить, что если «ты играешь джаз, то ты родину продашь»? Об этом и не только «Слово и Дело» поговорило с российским саксофонистом и джазменом Алексеем Козловым.
— Алексей Семенович, почему Горький так написал?
— Я занимался этим вопросом. Я так понимаю, что Горький не любил всю западную культуру, поскольку его перестали там печатать. Он даже не слышал джаза никогда. Просто использовал такую красивую фразу. Наши политологи, которые боролись с джазом, это все подхватили. Фраза «музыка толстых» осталась и долго использовалась. Она помогала нашим политологом бороться с влиянием американской культуры.
Это интересно: Джазовая певица Этери Бериашвили о старых обидах, «Голосе» и музыке
Факт из истории:
Джаз был запрещен в 1940-е годы. Во время «холодной войны» средствам массовой информации даже было запрещено использовать это слово в своих публикациях
— То есть фраза появилась случайно?
— Горький в музыке был человеком безграмотным. Он просто так ее написал. Кстати, в Европе джаз появился именно во Франции. И они начали давать коммерческие концерты, которые не имели джазового характера. Это было шоу. Я думаю, что Горький посмотрел одно из таких шоу, и он так решил. Это мое предположение.
— В то же время появилось высказывание «сегодня ты играешь джаз, а завтра — родину продашь»?
— Эти строки стали частью одного фельетона, который напечатали в сатирическом журнале «Крокодил». Она тоже навредила нам. Тогда джазменов могли отправить даже в ГУЛАГ. Позже во время оттепели, эти фразы начали забывать. Но они иногда всплывали. Власти побаивались джаза. Я прошел через этого все. Как-то я встречался с представителями власти. Я им пытался объяснить, что нет смысла запрещать джаз. Иначе он будет считаться запрещенным, а молодежь к запрещенному только потянется. Кто-то из политтехнологов это понял и нам разрешили даже устраивать фестивали.
Мне кажется, что я смог объяснить вредность запрета чего-либо в Советском Союзе. Потому что запрет повышает интерес ко всему зарубежному и порождает антисоветчину. После этого запрета можно создать отечественный советский джаз, который может называться иначе. Вот так родился фьюжн.
Посмотреть эту публикацию в Instagram Публикация от Клуб Алексея Козлова (@kozlovclub)
Факт из истории:
Главная мысль советского мультфильма-басни «Чужой голос» заключалась именно в противостоянии советских композиций западным музыкальным течениям. Мультипликационная лента вышла на экраны в 1949 году. Режиссером стал Иван Иванов-Вано. Стихи были написаны Сергеем Михалковым.
— Но отношение к джазу ведь изменилось?
— Когда появились рок-культура и хиппи, все внимание идеологов было направлено на борьбу с этими течениями. Нас стали использовать для борьбы с этими вредными явлениями. Мы оказались в выгодном положении. Нас стали посылать за рубеж даже на международные фестивали.
Это интересно: Как изменилась жизнь победителя восьмого сезона шоу «Голос» после проекта