Мастер сказочного жанра работал на «Мосфильме»

19 апреля исполнился 121 год со дня рождения выдающегося кинорежиссера, сценариста, художника-мультипликатора , народного артиста СССР, изобретателя в области кино Александра Птушко. Он снимал на главной киностудии страны сказки для детей и взрослых.

Мастер сказочного жанра работал на «Мосфильме»
© На Западе Москвы

Александр Птушко известен как пионер в области комбинированных и трюковых съёмок, создатель первого в мире полнометражного кукольного мультфильма, первого советского цветного игрового фильма на многослойной цветной плёнке, первого советского звукового мультфильма и первого широкоэкранного фильма со стереозвуком.

В 1928 году Александр Птушко дебютировал в качестве режиссёра- мультипликатора, в уже в 1932 году снял первый советский звуковой мультфильм «Властелин быта». Огромную популярность в 30-ые годы получила полнометражная мультипликационно-игровая картина Птушко «Новый Гулливер» по мотивам романа Джонатана Свифта, в которой наряду с многочисленными (до 3000!) куклами играл живой актёр. Придуманные Александром Птушко приемы комбинированных съёмок, применялись затем другими режиссёрами, а сам фильм оказал большое влияние на становление мировой мультипликации. Успех ленты позволил Птушко открыть собственное художественно-производственное объединение объёмной мультипликации на «Мосфильме». Именно здесь были сняты кукольные короткометражки: «Лиса и волк», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Весёлые музыканты». Некоторые из них были цветными!

В мультипликацинно-игровом фильме 1939 года «Золотой ключик» по одноименной сказке Алексея Толстого Птушко отдал предпочтение не мультипликации, а комбинированным съёмкам и оптическому совмещению объектов. Кстати, этот прием использовал уже в наши дни Питер Джексон во «Властелине колец».

С 1960 по 1963 год Птушко возглавлял Творческое объединение «Юность» при киностудии «Мосфильм». После войны начал активно снимать игровые картины. «Илья Муромец» 1956 года стал первым советским широкоэкранным фильмом со стереозвуком. Он с триумфом прошел на мировых экранах. Понравилась зарубежной публике и картина «Садко», выпущенная в 1953 году, в ней было много трюковых и комбинированных съёмок, некоторые кадры снимались по принципу «блуждающая маска». Этот способ предусматривал совмещение движущихся предметов, контуры которых непрерывно менялись. Сегодня на смену «блуждающей маске» пришла электронная технология «хромакей». Напомним, что и «Каменный цветок» - фильм новаторский. Знаменитая экранизация уральских сказов Бажова, сделанная мастером в 1946 году, стала первой полнометражной советской лентой, снятой на многослойной цветной плёнке. Сегодня все эти картины доступны в онлайн-кинотеатре «Мосфильма».