Войти в почту

На ММКФ показали фильм «Девятаев»

Фильм Тимура Бекмамбетова и Сергея Трофимова «Девятаев» открыл 43-й Московский международный кинофестиваль. Действие ленты разворачивается в середине 1940-х, во время Великой Отечественной войны, когда советский лётчик Михаил Девятаев попал в плен к противнику. По сюжету герой вместе с другими заключёнными готовится к побегу из концлагеря. Для реализации плана узники намерены захватить немецкий бомбардировщик. Главную роль в картине исполнил Павел Прилучный.

На ММКФ показали фильм «Девятаев»
© RT на русском

22 апреля на Московском международном кинофестивале прошёл показ фильма Тимура Бекмамбетова и Сергея Трофимова «Девятаев». В основу сюжета картины легла биография лётчика, Героя Советского Союза Михаила Петровича Девятаева. Над сценарием работала команда авторов, в которую вошли в том числе Максим Бударин («Битва за Севастополь», «Черновик») и Константин Галдаев («Мажор 3»).

Консультантом проекта выступил сын лётчика Александр Девятаев. Он предоставил кинематографистам многие собранные им материалы, так или иначе связанные с описываемой историей. Также при подготовке сюжета использовали книгу самого Михаила Девятаева «Побег из ада», воспоминания других лётчиков и многочисленные архивные документы.

«Была очень ответственная работа, потому что мы имели дело с историей настоящего человека, не вымышленного. Мы много занимались изучением. Собственно говоря, фильм случился именно благодаря книге, написанной Михаилом Петровичем Девятаевым, называется она «Побег из ада». Когда ты её читаешь, сразу становится понятно, что это — кино», — рассказал Тимур Бекмамбетов.

Главная роль досталась Павлу Прилучному («Мажор», «Союз Спасения»). Также в ленте снялись Павел Чинарёв, Дмитрий Лысенков, Евгений Серзин, Тимофей Трибунцев, Никита Кологривый, Алексей Филимонов, Дарья Златопольская и другие актёры.

Михаил Девятаев ушёл в армию в 1938 году и поступил в Военное авиационное училище лётчиков им. К.Е. Ворошилова. После его окончания служил в России, Латвии и Белоруссии. Там его застала Великая Отечественная война.

В 1944 году Михаил Девятаев попал в плен. Сперва его пытались склонить к измене Родине, а позднее, из-за отказа сотрудничать с нацистами, отправили в концентрационный лагерь возле города Лодзь. Оттуда Девятаев попытался сбежать, но его план был раскрыт, а военного приговорили к смерти и перевели в концлагерь Заксенхаузен в Германии. Там местный парикмахер передал лётчику бирку недавно погибшего учителя, не попавшего в отряд «смертников». Некоторое время Девятаев жил в лагере под чужим именем.

Позднее его перевели на остров Узедом — в концлагерь, обслуживавший полигон Пенемюнде, где проходили испытания первых нацистских ракет «Фау». Девятаев и други узники разработали план побега. В феврале 1945 года заключённые захватили бомбардировщик Heinkel He 111 и сбежали на нём в СССР.

Действие фильма начинается в 1944 году, когда самолёт Михаила Девятаева попадает под обстрел, а сам лётчик, покидая его, ударяется о консоль, теряет сознание и попадает в плен. В ленте показаны ключевые эпизоды пребывания Девятаева в заключении, однако основной сюжет сосредоточен непосредственно вокруг побега и подготовки к нему.

Сюжет крайне насыщен: на протяжении всего хронометража разворачиваются захватывающие события, а напряжение с каждым новым поворотом только растёт. При этом практически все показанные на экране эпизоды имели место в реальной жизни: кинематографисты стремились во всём основываться на имеющихся в их распоряжении документах и не только ничего не додумывать, но и представить события того времени на экране максимально достоверно. Даже кульминационная сцена угона самолёта и последующего побега поставлена близко к воспоминаниям Михаила Девятаева.

Как рассказал Бекмамбетов, в ходе работы над этой сценой команда столкнулась с серьёзной дилеммой: в массовом сознании существует стереотип, согласно которому для того, чтобы поднять самолёт в воздух, необходимо потянуть штурвал на себя, тогда как именно Heinkel, показанный на экране, устроен иначе — там штурвал необходимо толкать в противоположном направлении. Несмотря на то, что этот момент, по мнению кинематографистов, мог вызвать вопросы у широкой аудитории, выбор был сделан в пользу исторической правды.

Интересно, что все боевые сцены сняты в игре с элементами симулятора War Thunder, посвящённой военной технике. На экране они выглядят очень реалистично, а эффект присутствия позволяет зрителю погрузиться в происходящее.

Полностью вымышлены лишь несколько эпизодов, позволивших сделать повествование ещё более насыщенным. В их числе — открывающая сцена в автобусе и падение бомбы в ангар с самолётом.

Ещё одно интересное художественное решение связано со вторым центральным персонажем — экранным другом Девятаева, лётчиком Николаем Лариным в исполнении Павла Чинарёва. По сюжету тот также попадает в плен и, понимая, какая участь ждёт его в будущем (узников часто считали предателями родины), соглашается сотрудничать с нацистами. При этом его постоянно мучает нравственный выбор — против близкого друга идти не хочется, но помогать ему опасно. Героя терзает чувство стыда и страх вернуться на родину, где даже родной отец, скорее всего, не поймёт его выбор.

Тимур Бекмамбетов предположил, что и у Михаила Девятаева после попадания в плен могли появиться разного рода сомнения, однако документального подтверждения им нет, а додумывать за героя его мысли и внутренние монологи авторы ленты не решились.

Потому и был введён персонаж Чинарёва, который в некотором смысле представляет собой альтер-эго Девятаева. В нём отражены беспокойства и противоречивые эмоции главного героя. Такой ход, по словам Бекмамбетова, помог рассказать «что происходило внутри героя, не добавляя ему несуществовавших реплик».

«Оба персонажа, мне кажется, это и есть один и тот же Девятаев, разложенный на два образа», — отметил режиссёр.

В то же время появление в сюжете Николая Ларина позволило сделать историю более лиричной. Наряду с тяжёлыми военными событиями на экране разворачивается история дружбы, предательства и прощения, которая проходит сквозь годы и позволяет не только сделать кино более интригующим и эмоциональным, но и в большей мере раскрыть характер экранного Девятаева.