Сергей Серов: Матерящегося Нагиева я изрядно помучил
Кстати, в нынешнем году актер отмечает 40-летие карьеры. Это и стало поводом для беседы с корреспондентом «Экспресс газеты» Яной Гордеевой.
- Вы появились на свет 31 декабря. Этот факт подпортил вам ежегодное торжество?
- Наоборот! Я все детство считал, что страна в этот день мой день рождения, как большой праздник, справляет. Я - сибиряк, родом из Барнаула. Из нашего Алтайского края вышли Золотухин, Евдокимов, Шукшин. Когда Василий Макарович умер, я в школе учился. Его имя тогда не гремело, как потом. Но помню, как с родителями его внезапный уход обсуждал. Особенно папа по этому поводу переживал. Говорил мне, что ушел из жизни великий человек. Позже я открыл Шукшина для себя, книги его прочитал. И понял, что мне постоянно хочется вернуться на Алтай, где ждут брат, племянники, одноклассники. Где могилы родителей.
- Почему решили стать актером?
- А я с детства понимал, что в эту профессию тянет. Всегда хотел радовать людей, всех вокруг смешил. Когда смотрел спектакли, думал: «А я бы по-другому сделал». Дирижировал, когда по радио оркестр играл. Вначале поступил в Барнауле в Институт культуры на режиссера народного театра. Потом мне посоветовали и в Москве попробовать свои силы - вот спустя два года учебы и поехал. Поступил в ГИТИС, на курс к Андрею Гончарову. Мастер, хотя и строгий был человек, очень меня любил. Я с будущей женой - Ирой Аугшкап - у него учился на курсе. Одни пятерки по актерскому мастерству получали. Уже 40 лет женаты. Наш сын Саша Серов-Останкинский тоже актером стал. Псевдоним взял, чтобы его с певцом Александром Серовым не путали. Хорошо, что не Говнянским стал. Но лучше бы взял бабушкину фамилию - Шубинская. А так дурь какая-то получилась. Сын тоже ГИТИС окончил, в разводе, детей нет, но мы с женой очень надеемся на внуков. Сейчас у него появилась хорошая девушка из провинции - Марина. Не избалованная и не актриса. Девка рукастая. Когда на даче у нас гостила, так не на плите, а в русской печке такие вкусные пироги испекла!
- Имеете что-то против профессиональных браков?
- Нет. Но крышу у нашего брата-актера после 60 обычно сносит. Большие деньги и популярность вызывают ложное впечатление, что вторая молодость началась. Вот и меняют жен-ровесниц на девушек лет на 30 моложе. Но с новой пассией в результате ничего не выходит, а обратного хода уже нет. Я точно такой глупости не совершу!
Моя Ира из творческой семьи. Ее покойный папа - актер Агрий Аугшкап. С юмором был человек, мы о театре, искусстве с ним подолгу говорить любили. Сестра Таня Аугшкап - тоже актриса, да и сын сестры - Ваня Громов - пошел по стопам родителей и деда. Так что династия у нас уже.
Когда Ира пришла в «Ленком», Марк Захаров попросил ее для афиши взять псевдоним. «Мой муж - Серов, и меня пишите Серовой», - ответила она. Захаров сказал: «Прекрасно! Была актриса Валентина Серова, а вы будете Ириной Серовой».
Я-то ушел из РАМТа, где 24 года отработал, а Ирочка продолжает служить на той сцене. Потихоньку и в кино снимаемся. На жизнь хватает.
Добронравов обломался
- Вы, кажется, у своего мастера Андрея Гончарова и в Театре Маяковского поработали?
- Да, немного. Но я не хотел поступать, как Наталья Гундарева, которая ждала своего часа, пока Татьяна Доронина уйдет из Маяковки и оставит ей свои роли. Меня Алексей Бородин в РАМТ позвал вместо Игоря Нефедова. Того в армию забрали. А когда и я отслужил, Олег Табаков нас обоих в свою Театр-студию звал. Нефедов-то и ушел, а я остался в РАМТе. Игорек в результате там не выдержал. Его же с роли до этого сняли из педагогических побуждений. Плюс подвижная психика, водочка и другие обстоятельства сделали свое черное дело. Так же сложно, наверное, и у красавца и хорошего актера Степы Морозова из РАМТа было. Я уже в театре не работал, когда он покончил с собой. Белая горячка.
- И тем не менее вы не сказали нет, когда сын в актеры пошел. Помогали с поступлением?
- И не только ему. Все, кто со мной занимается, поступали. Я за помощь денег не беру, не считаю пока себя педагогом, хотя и предлагали преподавать в театральном. Саша мой то режиссером, то оператором хотел быть. Но выбрал актерский вместе с братом Чулпан Хаматовой - Шамилем. Взял их Бородин быстро, хотя мой еще и к Константину Райкину во МХАТ прошел. Саша после института армию отслужил. В Кремлевском кавалерийском полку, в поисковых отрядах бывал - искали пропавших солдат. За что награжден медалью. Сейчас снимается потихоньку, в Театре на Перовской работает. Плюс аудиокниги записывает.
- Завидует вам, что в культовых сериалах «Сваты» и «Физрук» снялись?
- Я там совсем небольшие роли играл. А вот Федя Добронравов в «Сватах» - король. Да и всем остальным артистам, сыгравшим там главные роли - Кравченко, Артемьевой, Васильеву, - проект много что дал. С Добронравовым я больше 20 лет знаком. С ним и с Анастасией Вертинской в спектакле «Имаго» в свое время в МХТ играл. И Федя мне тогда рассказывал, что его Павел Чухрай на главную роль в фильме «Вор» утвердил. А потом по настоянию продюсера взял Владимира Машкова. Представляете, что тогда творилось с Добронравовым?! 90-е, карьера еще не пошла - и такой облом! Но потом судьба расставила все по местам. Федор в Театре сатиры заблистал. Худрук Ширвиндт и с квартирой ему помог, и со званиями. Правда, сейчас здоровье не то - инсульт Федя пережил. Но по мере возможностей снимается и в антрепризе играет. Народ на его имя валит.
Ну и меня зрители, в том числе по «Сватам», запомнили. Мы с моей Ирочкой там сыграли эдаких отрицательных персонажей. Это я жену в проект сосватал, когда меня позвали и спросили: «Не знаете хороших актрис, кто бы мог вашу экранную супругу сыграть?» Вместе же веселее!
Кончаловский обидел
- Какие еще работы вспоминаете с любовью?
- К примеру, «Солнечный удар» Никиты Михалкова. Случайно роль у него получил. Без денег тогда сидел, а тут такое интересное предложение - священника сыграть. Съемки - в Швейцарии. На пароходе по Женевскому озеру вдоволь поплавали. Красота! Причем у Никиты Сергеевича главнее артиста никого на площадке нет: тебя все холят и лелеют, накидывают пледы, спрашивают, как себя чувствуешь. Сложно после такого возвращаться в сериалы: там все быстро и ты на фиг никому не нужен. Мерзнешь и голодаешь. Я и в «Глянце» у брата Михалкова - Кончаловского снялся. Правда, вырезал Андрон Сергеевич мою роль человека в поезде, который рассуждал о статье в журнале. Хотя я много импровизировал, делал этюды на тему, творческий процесс бил ключом. Немного обидно.
Вы еще про сериал «Физрук» вспоминали, а меня там чуть с ума не свели. Я генерала играл. Форма-то красивая, но надо было упасть в ней с высоты второго этажа на коробки. Восемь дублей! Я даже режиссеру пожаловался, мол, так не договаривались. Да и Нагиева изрядно помучил. Тот даже материться стал, что у меня никак не получается убедительно рухнуть. А в последнем дубле я больно ударился об угол коробки. Ну, а какой из меня каскадер, посмотрите? Это я по молодости спортивным был парнем, а сейчас фигура уже не та. Возраст…
- Какие страхи приходилось преодолевать на площадке?
- В сериале «Принцесса цирка» краем уха услышал, что со мной Мишка какой-то будет сниматься. А потом понял, что это зверь. Забеспокоился: не дай бог, лапой ударит, и мне конец. Но оказалось, что косолапый больше меня испугался. От большого количества людей и света прожекторов лужу прямо на меня сделал. Я стою обоссанный с ног до головы, все ржут, а в кадре кажется, будто это я напрудил.
- Где дух переводите?
- На даче в Тверской области. В деревне Тупицыно, что на повороте на Безумово. Названия уж больно колоритные. Когда один знакомый предложил купить там дом у его соседки, засомневались. Но председатель колхоза, у которой мы запаслись молоком, убедила: цена отличная, 40 соток земли, баня. Присмотрелись и влюбились в эти места. А потом актеры Ильины к нам подтянулись. Однажды Саша Ильин побывал в гостях и вскоре приобрел рядом участок, построил коттедж, вырыл пруд. С тех пор там и живет. А спустя время его брат Володя с сыновьями подтянулся. Кабаны, лоси, лисы, косули - наши соседи. Ехать от Москвы меньше трех часов по Новой Риге. Нормально.