Как сложилась жизнь сыгравшего Колю в фильме «Облако-рай» Андрея Жигалова
«Без чемодана человек - как дерево: всю жизнь на одном месте!» - помните, откуда это? А еще: «Только вот уезжаю я. Подвернулось тут одно дельце». Каждый раз, когда хочется резко все поменять, вспоминаю трагикомедию Николая Досталя «Облако-рай» и подтруниваю над собой. Сорвался с места один такой. Фильм - классный. А какие там артисты, а песни… Те, кому в 1990-х было 20 - 30, меня поймут. Ну а кто не смотрел, очень рекомендую. А пока сюрприз - встреча с актером Андреем Жигаловым, сыгравшим непутевого и трогательного Колю - героя картины. 21 апреля Андрею стукнет 55 - отличный повод поворошить прошлое и рассказать, чем наш герой живет сегодня.
Мне казалось, после съемок у Досталя актер ушел в тень - очень долго о нем не было ни слуху ни духу. Ну да, были роли еще в нескольких фильмах - «Воспитание жестокости у женщин и собак», «Отшельник», «Песнь южных морей», но как-то они по касательной прошли, не зацепили, как «Облако...». А вот ошибалась я. Карьера Андрея Жигалова все эти годы упорно шла в гору. Правда, на другом, не киношном, поприще. И об этом мы говорим, усевшись в уютном кафе-кулинарии рядом с Домом кино. В самом Доме, чтобы вот так просто поговорить на диктофон, нужно заплатить 5 тыс. руб. за вход - такой вот незатейливый столичный бизнес.
Пока нам заваривают чай, рассматриваю собеседника. Ну, Коля, какой он есть - ни грамма не изменился. Ну, почти не изменился. Жигалов сыграл своего героя в 24 года - когда учился в цирковом училище. То есть по профессии он не киноартист, а профессиональный клоун. И это многое объясняет. На него смотришь - и уже хочется улыбнуться.
В 2005-м вышло продолжение - «Коля - перекати поле» с теми же замечательными актерами (слева направо: Андрей Жигалов, Сергей Баталов, Лев Борисов, Ирина Розанова, Анна Овсянникова). Кадр из фильма
- Андрей, в 2005-м Николай Досталь снял продолжение истории - «Коля - перекати поле». Но там опять все ничем не заканчивается. Зритель, я читала обсуждения, требует определенности. Может, сами снимите?
- Николай Николаевич считал, что истории нужен драматизм. А я, если бы снимал этот фильм, сделал бы его трогательным и смешным. Ведь, как мы знаем, на слезы надавить легче, чем рассмешить.
- И как, по-вашему, сложилась бы судьба героев?
- Мне всех этих людей очень жалко. Вот Валя с Федей - их сыграли Ирина Розанова и Сергей Баталов. У них ведь детей нету по фильму. Я бы сделал, что они разошлись, и каждый устроил бы свое счастье. К сожалению, всю команду уже не собрать - Льва Борисова и Владимира Толоконникова нет в живых. Что касается моего героя - не знаю пока, как его устроить. Подумаю.
- Правда, что вы эту роль у Евгения Миронова перехватили?
- Главного героя выбирал Георгий Данелия - он был директором Второго творческого объединения на «Мосфильме» и предложил сценарий Досталю. Я потом узнал, что искали актера, похожего на молодого Юрия Никулина. Евгений Миронов сыграл моего героя в дебютном спектакле Владимира Машкова в Театре Олега Табакова. Постановка называлась «Звездный час по местному времени». Но она появилась уже после выхода фильма.
- А вас как нашли?
- В цирковом и нашли. Пригласили на пробы. Помню, пришел на проходную «Мосфильма», а мне говорят: нет на вас пропуска. Как нет пропуска? Но я же цирковой, 15 сальто подряд делал. Разбежался и перепрыгнул четырехметровый забор. И у меня правило появилось: всегда перепрыгивать заборы. Не важно, какие.
«Он ведь больной»
- И часто приходится?
- Да каждый день - такая профессия. Я работаю клоуном по всему миру - и самый большой страх и ужас: вдруг зритель не рассмеется. К счастью, такого почти не бывает. Кстати, как я поступал в цирковое училище, - отдельная песня. Расскажу. Вообще я очень боюсь любых экзаменов. На права сдавал - весь измучился. В цирковом на два свободных места претендовали 450 человек. Я приехал в Москву с гитарой, аккордеоном, частушки сочинил. Но сначала шли этюды. Запускали потоками, по 30 абитуриентов. Нам сказали: представьте, что вы хотите пить, но у вас температура 40 и горло болит. А вода в кувшине ледяная-ледяная. Ваши действия? И там кто во что горазд. Мой будущий партнер по сцене Эдуард Алексеенко начал раздеваться и уже принялся плавки снимать. В приемной комиссии орут: нет-нет, не надо! А я понял, что шансов у меня нет. И тогда я сел у входной двери и заплакал. Слышу: хохочут. Перед этим я им Пушкина читал «Во глубине сибирских руд…» - они в покат. Потом один сказал про меня: «Да что мы смеемся, он ведь больной». Велели исполнить что-нибудь про любовь. Я взял гитару и затянул: «Знаю, милый, знаю, что с тобой…» Не, говорят, нормальный. В итоге нас с Алексеенко двоих и взяли.
- В цирковое вы направились, получив рабочую специальность.
- В родном Челябинске после восьмого класса пошел учиться на электрогазосварщика в ГПТУ № 1. ГПТУ мы расшифровывали так: «Господи, Помоги Тупому Устроиться». Но хорошее там было. Например, пили меньше, чем в школе. Я занимался спортом и пел в агитбригаде под гитару. Потом работал на химфармзаводе.
Однажды мы с напарником подкалымили на сварке и за неделю заработали три тысячи на двоих. По полторы каждому. Моя мама в год столько получала, торгуя на рынке, - у нее была точка с трикотажем. Поэтому, когда я сказал, что поеду поступать на клоуна, она была в шоке: «Какой клоун! Андрюша, у тебя только все началось - и вот, пожалуйста».
- Над чем в юности хохмили? Небось девушкам мозги компостировали своими шуточками?
- Девушек я покорял другим. Мама как работник прилавка обеспечивала меня костюмчиками, и я всегда выглядел с иголочки. Насчет источника вдохновения - я был очень наблюдательный. В Челябинске поставили спектакль по моему рассказу «У нас во дворе» - там все, как было на нашей улице Труда возле Центрального рынка. Так вот весь спектакль пронизан теплой ностальгией по ушедшему времени, когда двери в дома не закрывались, а соседи встречали Новый год вместе на улице. Есть тоска по всему этому. Почему и фильм «Облако-рай» так тронул - отозвалось.
Заснул на уроке
- Помните первый успех?
- Это случилось в пятом классе на уроке английского языка. Учительница была очень строгая, но иностранный меня не привлекал - кто в наше время собирался ездить по заграницам? Однако я честно водил глазами с доски в тетрадку и обратно. Кивал-кивал головой и уснул. А когда учительница закричала в истерике: «Жигалов!» - вскочил и выдал все, что знал: «Мазе, фазе, систе, бразе». Класс лег. Тогда и понял, что мне нравится, когда люди смеются.
Мой кумир в профессии - Чарли Чаплин. В детстве в Челябинске мы со знакомой девочкой пошли в кинотеатр на фильм «Цирк». Я смеялся так, что у меня ноги аж подлетали. Слюни, слезы... Увы, больше эта девочка со мной не общалась.
- Пожаловались сыну Чаплина, когда с ним встречались?
- Юджин вручал мне Гран-при Чарли Чаплина. Конечно, припомнил историю - дескать, из-за вашего папы расстроилась моя личная жизнь. Но если серьезно, та награда для меня - большая честь. Есть и другие не менее важные. Например, «Серебряный клоун Монте-Карло» - практически «Оскар» в цирковом искусстве. Его я получил из рук принцессы Стефании. Кстати, все очень удивлялись, что я приехал один - за мной не стоит «Росгосцирк» или еще кто-то. В Париже на фестивале «Цирк завтрашнего дня» мы с Эдиком Алексеенко взяли золото - до сих пор нет клоунов, кто его получил. Я вам по секрету скажу: у меня уже набралось больше наград, чем у самого Олега Попова.
- Вы же с ним выступали?
- Мы вместе делали тур по Германии. Я дружил с Олегом Константиновичем. Попов до последнего выходил на арену Ростовского цирка. Мне кажется, его загнали, - те, кто хотел на нем заработать. Давали по два-три выступления в день человеку, которому 84 года.
- Клоун без грима - откуда это пошло?
- Однажды не успел загримироваться и появился на сцене в обычном костюме. И вдруг понял: разницы никакой, народ все равно смеется. Иногда выступаю в штанах-парашютах, в карманы которых можно много чего спрятать. Меня спрашивают: куда ты уехал? А куда я уехал? Все артисты куда-то уезжают. Меня приглашали работать в театры, Валентин Иосифович Гафт звал в «Современник», но я не хочу быть надолго привязанным. Живу в гостиницах, работаю в лучших цирках и варьете. В немецком Roncalli, например. Когда-то этот цирк-шапито приезжал в Москву, и сам Ролан Быков клоуном прыгал по манежу.
Но сейчас я живу в деревне в Подмосковье. Работа на Западе притормозилась. Зато есть проекты в России. Снимаюсь в фильме «Робинзон» - почти о моей затворнической жизни. Пишу песни, выступаю с концертами, занимаюсь клоунадой. Чаще вижусь с детьми, их у меня трое: два сына и дочка. «Один русский и двое немцев», как я шучу. Старший Андрей, ему 30, уже сделал меня дважды дедушкой. Но мы с ним по-прежнему любим погонять по улицам - он на скейте, я на самокате. В этом смысле грядущие 55 - лишь цифра в паспорте. Смешная шутка.