Кинодебют Северного речного вокзала: как снимали фильм «Волга-Волга»
24 апреля 1938 года на киноэкраны вышла музыкальная комедия «Волга-Волга». Как и предыдущие совместные работы творческого и семейного союза режиссера Александрова и актрисы Орловой, новый фильм имел огромный успех. Режиссер хотел не только развлечь публику, но и показать в своей картине достижения Советского Союза: в кадр попали пароходы, самолеты, дирижабли, а главное — недавно открытый канал Москва — Волга (сейчас это канал имени Москвы) и свежеотстроенный Северный речной вокзал. Отправляемся в плавание по истории создания фильма и, конечно, по московским местам съемок.
Борьба за самодеятельность
«Волга-Волга» — советское роуд-муви, фильм-путешествие, рассказывающий о двух ансамблях художественной самодеятельности, которые плывут на пароходах на Московскую музыкальную олимпиаду (так называется смотр художественной самодеятельности). У каждого ансамбля свой лидер: одним руководит письмоносица Дуня по прозвищу Стрелка (Любовь Орлова), а другим — Алексей Трубышкин (Андрей Тутышкин). По дороге с героями происходят забавные истории и казусы и, конечно же, есть место романтической линии. Путешествие сопровождается песнями, написанными композитором Исааком Дунаевским и поэтом Василием Лебедевым-Кумачом. Из залов зрители выходили, напевая легко запоминающиеся строчки: «Удивительный вопрос: почему я водовоз?», «Я, моряк, бывал повсюду, видел сотни разных рек», «Мы любим, мы вместе, и мир молодой, и ласточка-песня летит над рекой».
Идея фильма появилась у Григория Александрова за несколько лет до начала съемок. В 1930-е годы в СССР большое внимание уделяли художественной самодеятельности. Появлялось множество коллективов, по всей стране проводили творческие конкурсы, слеты, смотры и олимпиады. Появился даже лозунг «Биться за самодеятельность». На одном из смотров Александров познакомился с талантливой деревенской девушкой и узнал, что начальство не хочет отпускать ее в Москву, несмотря на приглашение из столицы.
Режиссер решил взять эту историю за основу сюжета и высмеять в фильме твердолобых бюрократов, мешающих народному творчеству. Так в «Волге-Волге» появился герой Игоря Ильинского — начальник управления мелкой кустарной промышленности Иван Иванович Бывалов, который отказывается отправлять артистов на музыкальную олимпиаду, пока Трубышкин хитростью не уговаривает его.
С Бываловым связано несколько самых смешных сцен фильма. Например, когда жители Мелководска пытаются доказать чиновнику, что в городе много талантов, и повсюду начинают преследовать его и показывать свои номера. Даже милиционер, к которому Бывалов обращается за помощью, начинает выводить трели в свой свисток. Еще одна комичная сцена — прыжок с парохода в одежде — далась Игорю Ильинскому очень тяжело — с седьмого дубля, и это в октябре! Роль Бывалова для актера стала новым толчком в карьере, до этого долго не снимавшегося в кино. А имя героя стало нарицательным: в бываловщине обвиняли косных, противящихся всему новому людей. Кстати, очень похожего персонажа — Серафима Ивановича Огурцова — Ильинский сыграет почти через 20 лет в «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова.
Орлова, Нильсен, Чаплин
Что касается исполнительницы главной роли, здесь вопросов не возникало. Конечно, Любовь Орлова. Актриса прекрасно танцевала, пела и даже исполняла акробатические трюки. Со своей будущей женой и главной музой Александров познакомился в 1933 году. Увидев Орлову в спектакле «Перикола», он понял, что нашел актрису на главную роль в своем готовящемся фильме. «Веселые ребята» вышли в 1934 году и имели успех не только в СССР, но и на Западе.
Основные участники съемочной группы пришли на картину из «Веселых ребят»: сценарист Николай Эрдман (над «Волгой-Волгой» он работал вместе с Михаилом Вольпиным), композитор Исаак Дунаевский, оператор Владимир Нильсен. Работа осложнялась тем, что Эрдман и Вольпин недавно вернулись из ссылки, куда были отправлены за антисоветскую сатиру. Обоим было запрещено работать в крупных городах, поэтому сценарий обсуждался в Твери. Постоянный оператор Александрова Владимир Нильсен не успел закончить съемки — в октябре 1937 года его арестовали по обвинению в шпионаже, в начале 1938-го расстреляли. Работу над фильмом заканчивал ассистент Нильсена Борис Петров. Долгое время он упоминался в титрах как главный оператор, Нильсена реабилитировали посмертно только в 1956 году.
Название для фильма, по одной из версий, подсказал сам Чарли Чаплин. Александров, будучи ассистентом Сергея Эйзенштейна, был с ним в творческом турне по Европе и США с 1929 по 1932 год. Там он и познакомился с великим универсалом кино и мастером комедии. Однажды Александров спел Чаплину песню о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень…», и тому очень понравилась строчка «Волга, Волга, мать родная…». Он предложил Александрову назвать так какой-нибудь из будущих фильмов, и режиссер запомнил идею. Впрочем, возможно, это лишь один из мифов, которыми Александров, как говорили его современники, любил приукрашать свою биографию.
Волга ― Москва
Съемки фильма шли с большим размахом: работали в Москве, Камышине, Горьком, Сарапуле, верховьях реки Чусовой, на Волге (в районе Жигулей), Московском море, Химкинском водохранилище и на канале Москва — Волга. 128-километровый канал достроили в 1937 году, как раз в то время, когда Александров снимал свой фильм. Очень эффектно режиссер показывает восьмой шлюз канала. Через него проходит мост Рижского направления Московской железной дороги, также известный как мост Бачелиса (по имени инженера Александра Бачелиса). Железобетонный арочный мост строился в 1935–1936 годах и долгое время оставался самым большим по длине пролета — 120 метров. Также мост отличался изяществом архитектуры и смелостью конструкции.
«Седьмой и восьмой шлюзы находятся в Покровском-Стрешневе, это южный склон канала имени Москвы, — рассказывает старший научный сотрудник Музея Москвы москвовед Мария Калиш. — Оба шлюза имеют одинаковое оформление и спроектированы архитектором Владимиром Кринским. Кстати, его долгое время считали соавтором Северного речного вокзала, но в процессе поиска материалов для работ по реставрации выяснилось, что все-таки это здание — работа одного Алексея Рухлядева. В фильме мы видим классический кадр нижней камеры восьмого шлюза и моста Бачелиса. Этот кадр впоследствии стал рекламным изображением канала, его можно было увидеть на марках, открытках и самой разной сувенирной продукции».
В кадр попадает еще один знаменитый шлюз канала — третий. Правда, расположен он не в Москве, а в Яхроме. Узнать его можно по моделям кораблей-каравелл Христофора Колумба «Санта-Мария», выполненным из красной меди.
Также в фильме есть сцены, снятые в речном порту, который находится недалеко от пассажирской части вокзала. Грузовой порт строился вместе с пассажирской частью комплекса. Автором порта был Василий Петров.
Конечно, главным сооружением, которое Александров показывает зрителю с самых разных ракурсов, является Северный речной вокзал. Это великолепный образец сталинского ампира, изящный и воздушный, неудивительно, что режиссер показывает его так много раз, — это здание, отреставрированное в 2020 году, и сегодня притягивает взгляд, как магнит.
«В архитектуре вокзала очень много итальянских мотивов. Многие сравнивают его с Дворцом дожей в Венеции. А сама структура здания напоминала пароход: три яруса вокзала символизируют палубы, а центральная башня с высоким шпилем напоминает трубу. Москва в то время еще не была портом пяти морей, но постепенно получала выходы на морские пространства. Эта идея также отразилась в архитектуре здания. Оба крыла вокзала завершаются дворами с полукруглыми колоннадами. Правый двор, обращенный к северному склону канала, украшает фонтан “Север”, а левый, обращенный на юг двор, — фонтан “Южные моря” работы Ивана Ефимова», — рассказывает Мария Калиш.
Венчает конструкцию пятиконечная звезда, которая была установлена в 1937 году. Есть миф о том, что это звезда со Спасской башни Московского Кремля, но это не так. Звезда была изготовлена специально для речного вокзала по типу кремлевских из позолоченной латуни и самоцветов.
По сценарию смотр художественной самодеятельности проходит как раз в здании Северного речного вокзала. В кадр попадает широкая лестница здания — по ней Бывалов тащит Дуню на суд публики. Дальнейшее действие разворачивается на крыше-террасе около башни. Здесь хор в очередной раз исполняет знаменитую песню про Волгу, а Дуня наконец получает заслуженный приз.