Киловатт на вес золота: чем грозит обмеление крупнейшего в Центральной Азии водохранилища
Страны Центральной Азии давно уже живут в ожидании экологической катастрофы – острого дефицита воды. Например, уровень в крупнейшем водохранилище Кыргызстана Токтогуле в этом году достиг критической отметки. В чем причина и каковы могут быть последствия? На Токтогул отправилась съемочная группа телеканала «МИР».
Это самое сердце Токтогульской гидроэлектростанции. Нижняя часть одного из четырех агрегатов. До этого сюда никогда не пускали журналистов. Для нас сделали исключение.
Находиться здесь первые минуты, было, мягко сказать, страшно. Мало того, что замкнутое пространство, так еще представляешь, в какой огромное горе оно находится. Окружают тебя 16 огромных лопастей, которые делают в минуту почти 170 оборотов.
Но сегодня они не крутятся. Внутри плановый ремонт. Привычная процедура, с той лишь разницей, что нет необходимости торопиться.
По идее, за моей спиной, в низине, должна быть вода. Но сегодня самый большой резервуар страны практически пуст. Вообще, чаша Токтогульского водохранилища вмещает в себя 19,5 миллиардов кубометров воды. Сейчас там 8,5. Воды мало, а значит, работать всем четырем агрегатам одновременно нет смысла. В день Токтогульская ГЭС может производить необходимые для страны 25 миллионов киловатт-часов, сегодня дает лишь 10. Остальное импортируется из Узбекистана, а вскоре будут получать и из Казахстана.
«Мы надеемся, что в этом году будет приточность, и нужный объем воды мы наберем. Если не будет, придется тогда брать электроэнергию у соседей», объяснил главный инженер каскада Токтогульской ГЭС Токтосун Артыков.
О накопившихся проблемах в отрасли на этой неделе президент говорил с энергетиками.
«Сейчас мы закупаем у Казахстана и Узбекистана. Считаю, что для Кыргызстана это стыдно. Под видом ремонта энергосистемы брали большие кредиты, но деньги не использовались по назначению. Все эти деньги воровали не энергетики, а руководители во власти. Я прошу Счетную палату начать расследование»», – дал указание Садыр Жапаров.
Токтогульское водохранилище всегда было источником водных ресурсов трех стран: Кыргызстана, Казахстана и Узбекистана. В советские годы вода из реки Нарын, попадая в него, спускалась равномерно и только в нужное для сельского хозяйства время. С распадом Союза предназначение изменилось. Для Кыргызстана Токтогулка стала символом света и тепла.
Сабыржан Токтогулов – тезка ГЭС. Житель другого региона Кыргызстана никогда не думал, что переедет в город Токтогул, чтобы работать каменщиком на всесоюзной стройке.
«Приехал по комсомольской путевке, устроился учеником и вот с тех пор остался здесь жить. Это уже почти 46 лет», – рассказал смотритель музея Токтогульской ГЭС.
Плотина, построенная между двумя скалами, была готова к работе в 1974-м. Но в последний момент запуск отложили. Нужно было поливать хлопок в Фергане. Год был таким же маловодным, как сейчас.
- На вашей памяти еще много было таких моментов? - Было, было. Но тогда мы находились в составе Союза. От России была закольцованная энергетическая цепь. - Тогда было не так страшно остаться без воды? - Не страшно было.
Наблюдения за рекой Нарын за 45 лет показали, что количество воды в ней меняется примерно каждые 6-10 лет. Сначала мало, потом много – ничего не поделаешь, природная цикличность. В 2017 году приток был настолько мощным, что приходилось даже пропускать излишки вхолостую. Турбины не успевали все перерабатывать.
«Но при этом за короткое время весь этот ресурс, все наши накопления мы свели к такому плачевному уровню», – сказал министр энергетики и промышленности республики Кубанычбек Турдубаев.
Наполнить Токтогулское водохранилище – не единственная проблема энергосистемы Кыргызстана сегодня. Пришло время платить по счетам, которые накопились за годы независимости. Больше всего должны Китаю – 1,5 миллиарда долларов. Поднебесная инвестировала в строительство новых подстанций, дополнительные ЛЭП и ремонт Бишкекской ТЭЦ. Новое руководство энерговедомства разработало график, по которому страна будет выплачивать по 60 миллионов долларов ежегодно.
«Если мы ровным графиком будем платить эту сумму, то у нас есть возможность рассчитаться с нашими партнерами до 2045-46 года», – уточнил Кубанычбек Турдубаев.
В первую очередь, будут вестись поиски грантов. Помочь могут и кыргызстанцы, начав более экономно использовать электричество. Излишки можно продавать. К тому же решено повысить энерготарифы.
«Мы 65% всей выработанной электроэнергии потребляем населением. В других развитых странах население потребляет 18-20%, остальное – промышленность», – добавил министр.
В правительстве решили: жителям отдаленных районов повысят оплату на треть, благополучным семьям – в два раза. А если в зимнее время будет превышен лимит, то и в три. И лишь для малоимущих семей цена даже незначительно уменьшится. Это коснется чуть больше миллиона человек человек.
«В России и Казахстане один киловатт-час стоит 5-6 рублей. Я плачу по 70 тыйынов, то есть в десять раз меньше», – отметил старший научный сотрудник лаборатории гидроэнергетики Института водных проблем и гидроэлектростанций Владимир Липкин.
Для выхода из кризиса чиновники готовы к государственно-частному партнерству для строительства малых гидроэлектростанций. В планах и развитие альтернативных источников энергии. По задумке Минэнерго, к 2035 году энергосистема Кыргызстана получит дополнительные 5,5 тысячи мегаватт. Это покроет внутренние потребности и позволит начать экспорт. Ну, а в ближайшей перспективе энергетики обещают сделать все, чтобы предстоящей зимой обошлось без веерных отключений, как было 10 лет назад.