Достоевский в кино. Смотрим экранизации произведений классика, снятые на «Мосфильме»
Фото: кадр из фильма Ивана Пырьева «Братья Карамазовы» 1968 г.
В этом году исполняется 200 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского — писателя, чье имя вошло в золотой фонд мировой литературы. Его произведения экранизировали ведущие режиссёры ХХ века: Анджей Вайда, Лукино Висконти, Бернард Бертолуччи, Акира Куросава, Иван Пырьев, Константин Воинов.
Интерес к творчеству классика не ослабевает и по сей день. Что делает прозу Достоевского идеальным материалом для кино, какие его произведения экранизируются чаще других и в чем особенность отечественного кинопрочтения романов и повестей писателя, мы узнали у киноведа Дарьи Борисовой.
Сценарий от гения
«Зарубежные и отечественные кинематографисты обращаются к творчеству писателя постоянно, интерес к Достоевскому не ослабевает на протяжении уже двух столетий, так как в кино всегда в дефиците хороший детективный сюжет, насыщенный хитросплетениями, тщательно разработанными линиями повествования и характерами. В произведениях Достоевского много героев и все они выписаны в мельчайших деталях, прекрасные диалоги, практически каждый роман, повесть или рассказ – готовый сценарий для фильма», - рассказывает Дарья Борисова. – Достоевский входит в топ главных писателей мира, произведения которых попадают в разработку кинематографистов. Этому способствует универсальная тематика прозы гения - интерес к глубинам подсознательного, к тайнам психологии, к крайним проявлениям человеческой натуры. Достоевскому в показе страстей человеческих равны, пожалуй, только Шекспир и Данте».
В пылу страстей
Самыми яркими и мощными экранизациями романов Достоевского в советском кино стали картины известного режиссера Ивана Пырьева «Идиот» и «Братья Карамазовы», сделанные на «Мосфильме», в 1958 и 1968 годах. По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» они были признаны лучшими фильмами года.
Фото: кадр из фильма Ивана Пырьева «Идиот» 1958 г.
Лента «Идиот» должна была состоять из четырех частей, правда была сделана только одна. Сценарий пролежал на «Мосфильме» 10 лет. Иван Пырьев долго не мог найти исполнителя главной роли - князя Мышкина. В то время на киностудии шли пробы к картине «Сорок первый», в которых принимал участие молодой артист Юрий Яковлев, случайно увидев фотопробы Яковлева Иван Пырьев понял, он нашел героя, говорят, режиссер даже закричал от неожиданности: «Вот он — Мышкин!». Яковлеву тут же позвонили, и он сразу согласился начать работу. Почти весь фильм сняли в павильоне киностудии, где выстроили петербургские улицы, мосты и парки. Фон создавали из цветного тюля, снег - из резаной бумаги и ваты, а застолья — из бутафорских продуктов. Подлинными были только страсти. Юрий Яковлев полностью слился со своим героем, так вошел в образ, что идя по улице начинал играть, бормоча текст роли, прохожие его сторонились, пошли слухи, что актер помешался. Яковлев исполнил роль гениально, настолько достоверно, что многие считали – это не игра, в картине снимался реальный душевнобольной. Фильм был представлен в Америке и Юрия Яковлева пригласили на роль Христа. Естественно, что столь лестное предложение советскому актеру пришлось отклонить. Над продолжением «Идиота» многие артисты, в том числе Юрий Яковлев, работать отказались, так велико было напряжение первой части, в итоге режиссер тоже охладел к проекту и занялся экранизацией повести Достоевского «Белые ночи».
Последний фильм
А затем были «Братья Карамазовы». Этот фильм по роману Достоевского, чаще других экранизированному в мировом кино, стал последним для Ивана Пырьева, режиссер скоропостижно скончался во время его съемок. Третью серию картины закончили исполнители главных ролей Кирилл Лавров и Михаил Ульянов.
Фото: кадр из фильма Ивана Пырьева «Братья Карамазовы» 1968 г.
Третью серию, выпущенную в прокат в августе 1969 года отдельно от двух первых частей, посмотрели 22,7 млн зрителей. По опросу журнала «Советский экран» она была признана лучшей лентой 1970 года. «Пырьеву потому так хорошо удавались экранизации произведений Достоевского, что он сам был человеком страстей, совмещал в себе крайности, мог быть гением и злодеем одновременно, чувствовал нерв прозы писателя, характер, поступки, мысли, оценки режиссера напоминали героев Достоевского,он словно сошел со страниц романа классика», - говорит Дарья Борисова.
Попал под «колесо»
Короткие произведения писателя тоже пользовались популярностью у советских кинематографистов. Константин Воинов снял на «Мосфильме» в 1966 году замечательную ленту «Дядюшкин сон» по одноименной повести Достоевского. «Но это уже «облегчённый» Достоевский – Достоевский «лайт», произведение вне идеологии, ставить и выпускать «Дядюшкин сон» было легче, чем, например, «Бесов» или «Братьев Карамазовых» с их рассуждениями о Боге, вседозволенности, тотальном терроре, которые могли вызвать запрет со стороны советской цензуры»,- считает Дарья Борисова.
Фото: кадр из фильма Константина Воинова «Дядюшкин сон» 1966 г.
Актерский состав фильма «Дядюшкин сон» Константина Воинова сплошь состоял из советских кинозвёзд. В картине снимались Лидия Смирнова, Жанна Прохоренко, Николай Рыбников, Николай Крючков, Алла Ларионова, Нонна Мордюкова, Клара Лучко. Главную роль – несчастного старика – князя сыграл Сергей Мартинсон, которому самому было уже под 70, и он был невероятно органичен в образе престарелого дядюшки, не способного отличить сон от реальности. Режиссер хотел показать не комедийную сторону событий, а разоблачить механизм обогащения, когда желание поживиться, позволяет людям перейти границы дозволенного.
А вот опыт экспериментальной экранизации был скрыт от зрителей. Режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов сняли фильм «Скверный анекдот» по одноимённому рассказу Фёдора Михайловича Достоевского. Гротескная кинокомедия должна была выйти на экраны в 1966 году, как и «Дядюшкин сон», но « легла на полку» - была забракована цензорами на 21 год. Ленту зрители увидели впервые лишь в 1987 году. ««Скверный анекдот» - фильм оттепели, попавший под колесо новых идеологических установок, его премьера была отодвинута на долгие годы. Лента яркая, нестандартная, экспериментальная», - говорит Дарья Борисова.
Фото: кадр из фильма А. Алова и В. Наумова «Скверный анекдот» 1966 г.
Кстати
Чаще других произведений классика кинематографисты выбирают для своих экранизаций романы: «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Игрок»; повести: «Белые ночи», «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели».
Сегодня все картины, о которых мы говорили, можно посмотреть бесплатно в отличном качестве в онлайн-кинотеатре «Мосфильма».