«Земля кочевников»: 10 "Оскаров" взял бы фильм, если бы в России сняли
Премию «Оскар» в категории «Лучший фильм года» завоевала американо-германская социальная драма «Земля кочевников» режиссера китайского происхождения Хлои Чжао. Церемония вручения награды киноакадемии США прошла в Лос-Анжелесе минувшей ночью. Творцы в России получили повод задуматься о своем искусстве.
Фильм «Земля кочевников» повествует о незавидной судьбе пожилой американки по имени Ферн. Потеряв мужа, дом и работу из-за последствий экономического кризиса 2008 года, она отправляется, погрузив небогатый скарб в автофургон, на поиски сезонного заработка. Ночует в машине, работает на фабрике «Амазон».
В поисках человеческого тепла Ферн сходится с такими же, как она неудачниками — нищими американцами, живущими в трейлерах. Они образуют своего рода племя «новых бедных» - жертв капитализма и его античеловеческих законов. Чтобы не пропасть, жмутся друг к дружке, общаются, хоронят товарищей.
В реальной жизни подобные Ферн, вероятно, сделают однажды основателя «Амазон» Джеффа Безоса первым долларовым триллионером. Такой прогноз дают специалисты, предполагая взрывное развитие онлайн-торговли после пандемии. Сейчас Безон уже самый богатый человек с мире, обладающий состоянием в 116 млрд. долларов.
Интересно, что в 2020 году премии «Оскар» удостоился другой остросоциальный фильм «Паразиты», демонстрирующий жестокую изнанку жизни во вполне развитой и вроде бы благополучной Южной Корее. Семья, живущая в подвале, ради куска хлеба вынуждена обманывать своих состоятельных соотечественников, что привело к кровавой трагедии.
Таким образом, впору говорить о тенденции. Ее причину возможно следует искать в глобальном неравенстве, которое впервые за последние сто лет стало усиливаться. Например, в допандемийном 2018 году всего 1% населения Земли владела более чем половиной всех богатств. А состояние бедной половины мирового населения (3,7 млрд. человек) оставалось неизменным.
Пандемия лишь ухудшила эту ситуацию для бедных, которые очень сильно зависят от просевшего рынка труда. В то время как богатые в целом уже оправились от кризиса и начали увеличивать свои состояния. Это в полной мере касается России, где миллиардеры разбогатели в пандемию на 62 млрд долларов, в том время как доходы большинства россиян падают седьмой год подряд.
Так что у наших творцов, и в кино, и в литературе, есть повод себя проявить. Но они предпочитают снимать сладкую «развлекуху» по заказу олигархов. Хотя отечественные традиции, и в имперском и советском изводах, предполагают обращение к остросоциальным темам. Достаточно вспомнить роман «Бедные люди» Федора Достоевского или пьесу Максима Горького «На дне».
Арт-критик Дмитрий Селезнев не верит в искренность западных сценаристов и режиссеров.
- Это фильм о слабых мира сего. Сам я ничего не имею против униженных и оскорбленных, но штампы начинают надоедать. Таких фильмов — про «бедных Лиз» - на кинофестивалях становится все больше. Авторы трясут чужими рубищами и немытыми детьми, часто угнетаемой расы или национальности, или пола, понимая, что так они вероятнее всего смогут отхватить приз. Это конъюнктура. Причем, одобрительно оценивают такие фильмы, как правило, люди вполне состоятельные. Жалеют убогих и тихо радуются, что у них самих все хорошо.
Социально-политический аспект вопроса «СП» пояснил адвокат и правозащитник, член ЦКРК КПРФ Дмитрий Аграновский.
- Кинематограф, как и любое искусство, следует за настроениями в обществе. Я не уверен, что все эти режиссеры прямо такие левые и Голливуд сейчас оккупирован левыми силами. Но мы видим уже устойчивый тренд, который начался довольно давно, на левые тенденции. В мире сейчас сильный запрос на левые идеи. Может быть, самый сильный с 1917 года, когда стремление к социальной справедливости было повсеместным.
Конечно, научно-технический прогресс много дал человечеству и сейчас не во всех странах умирают от голода, как это было в начале XX века. Хотя по-прежнему есть масса стран, включая развитые, где люди голодают. И в США есть голодающие, и в России. Но благодаря современным коммуникации эта несправедливость, которая раньше не очень бросалась в глаза, стала видна, заметна всем людям.
Недаром, прошлогодний победитель премии «Оскар» стал южнокорейский фильм «Паразиты». В нем показано, что богатые не потому богатые, что они умнее, лучше, более работоспособны, а потому что они — некий паразитический класс. Это не разжигание социальной розни, а всего лишь краткий пересказ содержания этого фильма.
Сейчас люди видят, что жизнь очень несправедлива и перераспределение общественного продукта, денег не имеет ничего общего со способностями человека, его вкладом в общество. Тот, кто урвал, тот и прав. А Земля стала слишком маленькой и хрупкой, жизнь слишком усложнилась, чтобы позволить себе терпеть такое положение дел и дальше. Поэтому левый тренд будет только нарастать.
«СП»: - Россия — традиционно левая страна...
- К сожалению, нынешняя Россия — одна из самых реакционных стран. Именно здесь левые подавляются с наибольшей силой среди более-менее развитых стран. Мы же сосредоточение духовности теперь. А это очень слабо у нас сочетается с левой идеей. Это феномен. Например, в Латинской Америке коммунисты и церковь живут душа в душу, потому что и те, и другие исповедуют, по сути, общие идеи. А у нас они призваны конфликтовать, потому что церковь предназначена вытеснять левые силы. Поэтому в российском кинематографе или музыке или культуре пока не видны левые тенденции. Это категорически не приветствуется властями.
«СП»: - А как же нашумевший фильм «Левиафан» о тяжелой жизни в российской глубинке?
- Мне понравился фильм Звягинцева «Елена», но потом он скатился в пародию и ходорковщину. Фильм «Левиафан» - пакостный, просто противный. Водку жрут, матом ругаются. Это все равно, что снимать физиологические оправления. Наверное, на кого-то это произведет впечатление, но это неприятно и это не есть талантливый кинематограф. Поэтому Звягинцева, особенно после его последних заявлений, можно смело списывать в утиль. Он — не левый, а либерал. Большая разница.
Левое искусство у нас находится под большим зажимом. К левым творцам, к «левым здорового человека» я бы отнес, например, Егора Летова. Но он ушел от нас. Яркий левый обязательно просоветский. В России нельзя быть левым, не будучи просоветским. Те, кто против СССР — кто угодно, но не левые. Например, проводники ЛГБТ.
«СП»: - А в кинематографе можете привести примеры подлинно левого искусства?
- После 1991 года я мало смотрю российский кинематограф. На мой взгляд, за это время было два по настоящему мощных фильма. Это «Брат-2» и «Окраина» Петра Луцика (о попытке уральских мужиков вернуть землю, отобранную «новыми русскими» - авт.). Последний в широком прокате по понятным причинам не показывают. Это настоящий левый кинематограф, каким он и должен быть. Фильм с великолепными режиссерскими и актерскими решениями. Думаю, если сейчас «Окраину» выдвинуть на «Оскар» вместо того шлака, который мы туда отправляем, то у этого фильма очень большие шансы получить там серьезное признание.
Режиссеры, которые хотят продаваться, вынуждены следовать левым настроениям, которые овладевают обществом. Нигде в мире сейчас не будет продаваться ни Солженицын, ни ему подобные борцы с левыми и Советским Союзом. Можно ли назвать хоть одно действительно выдающееся антисоветское, антисоциалистическое произведение, появившееся за последние десятилетия? Хоть в кино, хоть в музыке, хоть в литературе? Таких просто не существует. Настоящие творцы всегда левые. Жаль, что запрос на левые идеи сейчас исходит из США и Европы, а не из России.
«СП»: - Вслед за усилением настроений возможен и политический успех?
- Я понимаю наш класс олигархов. Россия — абсолютно левая страна. Если их — нас, круглосуточно не давить, не объяснять ежечасно, от какого «Гулага» нас якобы избавили прохоровы, потанины, дерипаски, завладевшие всеми богатствами страны, то у нас моментально объединенные левые вернутся к власти. Не зря в свое время Новодворская, Немцов и Чубайс буквально в унисон говорили, что если «этому народу» дать свободные выборы, к власти моментально вернутся коммунисты. Вот нам и не дают. Отсюда и зажим левого искусства.