«Я должна зло воплотить»: Елена Майорова перед ролью просила благословения у батюшки
Впрочем, уверенности в себе оказалось недостаточно: девушку с первого раза не приняли. Она не растерялась и пошла в строительный техникум. А что, специальность, заработок и комната в общежитии – разве плохо? Конечно, свою мечту она не оставила, и в результате стала студенткой Школы-студии МХАТ.
После окончания вуза Табаков взял одну из самых талантливых и любимых учениц в «Современник». Но через год Майорова ушла к Ефремову во МХАТ. Она блистала на театральной сцене и снималась в кино. Режиссеры утверждали: даже для эпизода Елена настолько перевоплощается, так живет судьбой своей героини, что после окончания работы с трудом приходит в себя.
- Я снималась два года в экранизации Лескова «На ножах». Играю там роль очень необычную для себя - роковой женщины, женщины зла. Взялась, потому что я - камикадзе. Потому что моя профессия... как вам сказать... я должна зло воплотить, чтобы на моем, точнее, моей героини, примере люди это зло возненавидели. Иные актрисы говорят, что на их судьбу роль не действует. Может быть, они такие актрисы... не знаю. На меня все роли действуют. Все! Потому что моим же сердцем, моими же легкими, почками, печенью эта героиня будет жить и говорить. У артистов очень опасная профессия. И я попросила благословения у батюшки в церкви. Он долго, долго думал. Потому что слишком много всего накопилось - мои грехи человеческие плюс еще эта роль. В общем, он благословил меня. Глафира же смирилась, поняла всю бездну, в которую она попала по своей гордыне, по жажде денег. Она - убийца косвенный. Но я увлеклась, когда стала играть эту роль. Даже пришлось заглушать все это спиртным, понимаете? Потому что после Глафиры я не могла «вернуться в себя». Это была какая-то мистика. Я стала злобная, властная, сильная, агрессивная. Мне тогда нужно было просто прийти в себя. Каким образом? Посредником было спиртное. Сейчас эта роль кончилась, и такой проблемы у меня нет, - эта выдержка из интервью Елены позволяет многое о ней понять.
Елена Майорова вышла замуж в первый раз, еще будучи студенткой, за однокурсника Владимира Чаплыгина. Через три месяца оформили развод. Что это было – фиктивное замужество ради прописки или просто не разобрались в своих чувствах, оба потом не комментировали.
Чуть позже Елена встретила художника Сергея Шерстюка – генеральского сына, случайно столкнувшись с ним в общежитии. Это была любовь с первого взгляда и навсегда. Страстные творческие натуры – они крепко любили, но и эмоционально ссорились. У них не могло быть детей: Елена переболела в детстве туберкулезом, который дал осложнения, лишившие ее такой возможности. Но казалось, им никто и не нужен.
Сергей писал жену, изображая свою музу в различных сценах. Он страшно боялся ее потерять и ревновал к партнерам по театру и фильмам. Но при этом он не мог зарабатывать столько же, сколько она – востребованная актриса, потому что его картины не продавались. И это, конечно, давило на обоих.
Накануне 23 августа 1997 года Елена и Сергей поссорились. Шерстюк уехал на дачу, хотел остыть. Елена приболела, осталась дома, пыталась лечиться народным средством – полоскать горло керосином. Вышла на лестницу подымить. И вспыхнула как спичка, от которой прикуривала: на платье оставались брызги керосина. Горящим факелом выскочила на улицу, добежала до театра – она жила недалеко. Там ее и нашли, еще живую, но без сознания. «Скорая» увезла в больницу, но площадь ожогов была слишком велика, врачи не смогли помочь 39-летней актрисе.
После такой жуткой смерти поползли сплетни: то ли она сама хотела уйти из жизни, то ли инсценировать попытку, но переборщила, и вообще была не трезва. Обнаружится, что она отправляла сообщения на пейджер близким людям, умоляя спасти ее, что еще больше подогрело слухи.
Потом близкие вспомнят: как-то на уроке химии ученица Лена Майорова неудачно смешала реактивы и подожгла сама себя. Тогда обошлось небольшим ожогом. Кто-то расскажет: цыганка нагадала актрисе славу и любовь, если только не погубит она сама себя. Эти совпадения посчитают мистическими. И еще то, что Майорова сама тянулась к ролям, от которых некоторые отказываются из-за суеверия, не боялась изображать мертвых, позировать мужу с оружием в позах, намекающих на суицид.
Муж Майоровой отрицал все эти версии и считал произошедшее трагичным, но случаем. Вероятно, на него так повлияла гибель любимой супруги, а может, было предначертано, но он умер через девять месяцев после Елены от рака.