«Хорошенькая» в поисках счастья и любви
Пьесу Сергея Найдёнова «Хорошенькая» спустя 100 лет после написания на курской сцене поставила московский режиссёр, ученица Марка Розовского Виктория Доценко. Перед началом генерального прогона режиссёр-постановщик ответила на вопросы журналистов. Один из них – об особенностях женской режиссуры. Бювет на сцене – Нет никакой особенности в женской режиссуре, – убеждена Виктория Доценко. – В Москве каждый третий режиссёр – женщина, это здесь я вижу такое настороженное отношение, но нет мужских и женских профессий. Спектакль с эстетической стороны, по-моему, удался бе-зупречно. Думаю, зрелище несколько необычно для курского театра. Премьера планировалась на начало марта, но откладывалась по разным причинам. – С перерывами работа шла с января, это был долгий и серьёзный труд, начиная со знакомства с труппой, поиска языка общения, потому что здесь действуют свои законы, – продолжает режиссёр. – В Москве другой театр, иной театральный язык, и эта перестройка – пожалуй, была самым непростым моментом. Пьеса привлекла режиссёра тем, что, хоть действие в ней происходит в начале прошлого века, она увидела в ней аналогии с современностью. В первую очередь это касается вечной темы человеческих взаимоотношений. С первой сцены зритель погружается в лёгкую приятную атмосферу курортного отдыха и флирта. Улыбки, цветы, дежурные комплименты… Отдыхающие прогуливаются возле бювета, из которого льётся настоящая вода. Как рассказала режиссёр, для этого потребовалось протянуть шланг от водопроводного крана и вставить его в сконструированный каркас. Однако постепенно на сцене появляется всё больше мрачных цветов, все более мрачным становится музыкальное сопровождение. Вечные темы Хорошенькая провинциалка Сашенька Орлова (Дарья Ковалёва), приехавшая на курорт с мужем (Максим Карпович), чтобы наладить семейные отношения, неожиданно открывает для себя новую, как ей кажется, прекрасную сторону жизни. Мужчины, очарованные её непосредственностью, наперебой добиваются её внимания. В новой знакомой (Елена Петрова) она видит старшую подругу, почти мать, хотя на самом деле той движет страсть к молодому неизвестному поэту (Михаил Тюленев). Посредственный художник Ленивцев (Дмитрий Баркалов) кажется Саше мужчиной, способным на настоящие чувства. В итоге наивность дорого обходится главной героине. С помощью теней за ширмой режиссёр довольно натуралистично показывает постельные сцены, которых в спектакле, к слову, немало. – На первый взгляд может показаться, что спектакль о девочке, которой не повезло в жизни, – прокомментировал актёр Михаил Тюленев. – Но всё не так однозначно. Убеждён, всё, что мы имеем в жизни – это результат наших действий или бездействия. Если бы главная героиня в какие-то моменты открыла глаза, попыталась посмотреть на всё происходящее со стороны, то все сложилось бы иначе. Что касается моего персонажа, то Константин Коль – человек просто, мягко сказать, неуверенный, мечущийся, не нашедший себя и свою дорогу в жизни. В конечном итоге парадоксальным образом единственным мужчиной, способным на благородные поступки и самопожертвование, оказался муж главной героини. – Конечно, в наше время подобная история имела бы немного другую трактовку, но можно провести параллели, и сейчас в некотором роде ещё сложнее, – считает Максим Карпович. В общем, перипетии скучать зрителю не дадут, хоть и повороты сюжета не неожиданны, но спектакль удерживает внимание зрителя, ведь в нём затронуты вечные человеческие вопросы о поиске счастья, уважении и чувстве собственного достоинства, разрушительных страстях и умении отличить показное добро от зла. Неожиданный финал – Моя героиня, потерпевшая в личной жизни фиаско сильная женщина, как мне видится, возможно, в прошлом в чём-то похожа на Шурочку, но она выстояла и стала жестокой, – говорит заслуженная артистка России Елена Петрова. – Поэтому я стремилась сыграть чудовище, которое само страдает от собственных поступков. Жанр определён как курортный (не) роман, однако в нём немало трагичного. – Героиня вернула меня в подростковый возраст, – рассказывает сыгравшая главную роль Дарья Ковалёва, – наивность можно только «извлечь» из себя, её невозможно сыграть, иначе зритель сразу почувствует фальшь. К сожалению, моя героиня и её муж не нашли в себе сил сразу договориться. Не хочу думать о дальнейшей судьбе Шурочки, это тяжёлый момент. Три месяца, когда решалась судьба финала пьесы, я просила «убейте её». Было много вариантов, и в конце концов выбран именно этот, который увидит зритель… Вероника ТУТЕНКО