Болезнь или искусство: как аниме влияет на подростков?

Специалисты бьют тревогу

Болезнь или искусство: как аниме влияет на подростков?
© 2x2.su

Не секрет, что аниме - это продукт, созданный в иной культуре, где свои представления о добре, зле, жизни и смерти. И если задуматься, что мы знаем о японской мультипликации, станет понятно - не так уж много. Считается, что главные потребители аниме - дети и подростки. В этом причина тревоги старшего поколения, а также некоторых педагогов и психологов.

Японская анимация в большинстве своём рассчитана на подростковую и взрослую, что важно, аудиторию, - рассказывает директор благовещенского центра психологической помощи, клинический психолог Ирина Дзюба. - Мультфильмы и сериалы в этом жанре отличаются тем, что содержат темы смерти и насилия. Неслучайно в европейских странах и США аниме проходит предварительную оценку с определением возрастной аудитории: иногда, с целью уменьшить возрастную планку, издатель вырезает из произведения слишком откровенные или жестокие кадры. Думаю, не стоит говорить, что у нас ничего подобного не делается.

При этом эксперт признаёт, что аниме неоднородно и имеет большое количество жанров и поджанров. Какие-то из них действительно рассчитаны на детей, однако есть направления взрослые, включающие в себя излишне откровенные и шокирующие сцены.

Что не так?

Первая причина, которую упоминают противники аниме, - вульгарность и излишняя откровенность: короткие юбки у героинь, специфическая озвучка каждого вздоха. К тому же есть жанры, в которых незавуалированно демонстрируются половые акты не только между людьми, но и с различными монстрами.

В Японии юридический возраст согласия для вступления в половую связь - 13 лет, их возрастная категория для просмотра таких мультфильмов может сильно отличаться от нашей, - объясняет разницу культур Ирина Дзюба. - Дети, которые находят подобный контент в интернете, обычно игнорируют возрастные ограничения.

Смущает специалистов и агрессия отдельных персонажей. Нередко в аниме встречаются сцены «кровавых драк». Кроме того, в качестве героев, которые должны вызывать сопереживание, иногда выступают враждебные человеку существа.

Страшно, когда ребёнок привыкает к жестокости, - отмечает психолог. - Подобные вещи в молодёжной среде уже не воспринимаются как шок, и это проблема. Дети в силу своего возраста не понимают, что такое смерть, видят её без ужаса, не относятся к ней серьёзно.

Тема смерти - ещё один камень преткновения. В Японии к кончине относятся иначе - без негатива и страха, присущих нашей культуре.

По мнению некоторых специалистов, кроме всего прочего, в аниме слишком мало сюжетов, которые демонстрируют здоровые семейные отношения. В большинстве случаев у главного героя либо нет родителей, либо они показаны в негативном ключе.

Нет в японской мультипликации и яркого контраста между добром и злом.

Добро со злом перемешивается в аниме настолько сильно, что эти полюсы вообще теряются, - размышляет Ирина Дзюба. - Возьмём «Тетрадь смерти». Кто из двух героев больший злодей: демон, потерявший тетрадь, или парень, использующий эту тетрадь для убийств преступников? И злодеи ли они? Однозначного ответа нет, и так в аниме почти всегда. Какой вывод из этого сделает ваш ребёнок?

Однако есть аниме, которые выделяют в особую группу, их любят и ценят. Так, исключением в глазах общественности стал Хаяо Миядзаки - японский режиссёр-аниматор и его мультфильмы с добрыми и светлыми историями.

«В запретах нет смысла»

Анимешники, в свою очередь, заявляют, что не только Миядзаки можно безбоязненно смотреть детям и подросткам. Японская мультипликация - это целый мир, где можно найти картину на любой вкус и рейтинг.

Я начала смотреть аниме с 12 лет. Сейчас мне 25, до сих пор смотрю, но со временем сюжеты стали сложнее и серьёзнее, - рассказывает о своём увлечении благовещенка Елизавета. - Большая часть русских или американских мультфильмов созданы для совсем ещё детей, в то время как подросткам и тем более молодым людям они мало что могут предложить.

Многие любители аниме признаются, что их японская мультипликация привлекла яркостью образов. Японские художники уделяют много внимания деталям, используют тонкие метафоры, более сложные, нелинейные сюжеты.

Благодаря аниме я, впитывая азиатскую культуру, глубже стала понимать произведения искусства, в которых, чтобы дойти до замысла автора, нужно анализировать, - признаётся другая жительница Благовещенска, Екатерина. - Любовь к философии и анализу - вот что дало мне аниме.

С опасностью для детской психики бывшие и нынешние анимешники соглашаются лишь отчасти.

У любого аниме есть рейтинг и жанр. Если в аниме кровь, кишки и голые люди, это означает лишь, что у него высокий рейтинг: 18+, 21+, - разводит руками Елизавета. - Родителям, конечно, стоит контролировать, что читают и смотрят дети. Но нельзя переходить границы. А в запретах нет никакого смысла.

Любители жанра неоднократно приводят в пример фильмы и книги неяпонского производства. В кинематографе и литературе жестоких, страшных и пошлых сцен не меньше, всё это можно найти в интернете.

Неужели в голливудских фильмах меньше драк? На боевики часто стоит ограничение всего 12+, а там и пьют, и курят, и убивают… - напоминает Екатерина. - При этом сюжет не заставляет думать, просто жвачка для мозга. Даже у Диснея, вроде бы такого детского, встречаются жуткие смерти персонажей, а герои часто сироты.

Пугающие взрослых аниме-сообщества, по словам анимешников, не такие уж страшные на самом деле.

Дети находят «братьев по разуму» в многочисленных аниме-группах, - замечает Ирина Дзюба. - Группы эти, в свою очередь, составляют рейтинги аниме, «помогают» новым адептам сориентироваться в этой «вселенной». Этих групп не просто много, их нереальное количество! Многие группы закрытые, но администраторы добавляют туда всех желающих. Что же происходит в этих сообществах, тут, как говорится, лучше один раз увидеть.

Однако анимешники парируют: сообщество сообществу рознь. В каждом «кружке по интересам» могут быть не слишком приятные группы.

Действительно, есть высокорейтинговые группы, - соглашается Екатерина. - Администраторам стоило бы лучше следить, кого они добавляют в закрытые сообщества. Но обычно в группах люди друг с другом общаются и вдохновляются на собственное творчество. Часто подростки собираются в сообщества, когда в реальной жизни не с кем поговорить. Мне кажется, к детям нужно просто внимательнее относиться, не высмеивать их вкусы и чаще разговаривать об их интересах.

«Истина посередине»

Истина, как всегда, где-то посередине, убеждена учитель русского и литературы благовещенской школы Вера Стрельцова (имя изменено по просьбе респондента. - Прим. ред.). В школе она работает уже три года и за это время успела познакомиться со вкусами и увлечениями учеников.

Меня всегда раздражало, когда в пагубном влиянии обвиняют произведения массовой или элитарной культуры, - поделилась Вера Константиновна. - От того, что ребенок увидит нарисованную кровь на экране, он не перестанет любить жизнь. Вот если его гнобят одноклассники, слишком опекают родители или, напротив, не обращают на него внимания, если случается беда в семье - тогда жестокость на экране может стать катализатором для развития психических заболеваний. Поэтому нужно, в первую очередь, заботиться о психологическом и интеллектуальном здоровье ребёнка, а не сбрасывать ответственность на мультики или игры.

Педагог напоминает, что личность формируют, в первую очередь, люди, которые окружают ребёнка. А в аниме есть и добрые истории, которые несут положительный посыл.

Детей нужно учить фильтровать информацию. Лучше помогать им в поисках того, что может быть интересно, и формировать вкус, в том числе в кинематографе, - подытожила учитель. - Так и вы будете знать, чем увлекается ребёнок, и он станет больше вам доверять.