Войти в почту

Зрители в заложниках Гилеада: четвертый сезон "Рассказа служанки"

Первый сезон "Рассказа служанки" вышел в 2017 году и повторял сюжет одноименной книги Маргарет Этвуд. Тогда сериал постигла примерно такая же судьба, как и его первоисточник, — несмотря на то, что в антиутопии явно угадывался намек на современность, немногие хотели верить, что в реальности действительно может такое произойти. Хотя оно уже происходило прямо перед их глазами. Этвуд хотела показать, что от современной Америки до Гилеада (по сюжету государство, созданное религиозными фундаменталистами на месте нескольких американских штатов), может, не один, но не так уж много шагов. И что самое интересное, сериал стал живым воплощением этого желания. С приходом к власти Дональда Трампа Америка стала все более радикализироваться, а у шоураннеров было достаточно реальных историй для вдохновения. Со второго сезона у "Рассказа служанки" уже не было литературной опоры, поэтому сценаристы ушли в свободное плавание — благо сюжетов для антиутопии в реальной Америке хватало с головой: запрет на аборты, разлучение семей иммигрантов, строительство стены на границе с Мексикой и так далее. Сериал все больше приближался к реальности, и говорить о том, что все это выдумка, было сложнее. Хотя придется признать, что он стал пленником своей же мифологии.

Зрители в заложниках Гилеада: четвертый сезон "Рассказа служанки"
© ТАСС

В конце третьего сезона Джун (Элизабет Мосс) успешно переправляет гилеадских детей в Канаду, но сама попадает под обстрел. Верные подруги несут тяжело раненную Джун через лес, пока она читает строчки из Книги Исхода. Судьба героини неизвестна, но, думаю, не будет спойлером сказать, что она выжила, если учесть, что ее можно увидеть на постерах и в трейлере к четвертому сезону. Более того, Hulu настолько уверены в успехе шоу и живучести Джун, что, не дожидаясь премьеры четвертого сезона, продлили его на пятый.

Сбежавшие служанки вместе с главной героиней скрываются на ферме выжившего из ума командора и его малолетней жены, которая по факту всем там заправляет. Девушки очень хотят наконец-то зажить нормальной жизнью вдали от ужасов Гилеада, но их предводительница Джун, несмотря на серьезное ранение, рвется в бой — ведь они теперь борцы сопротивления "Мэйдэй", и они не успокоятся, пока Гилеад не падет. Точнее, Джун не успокоится. Все остальные с тяжелым вздохом следуют за ней.

В общем, сериал кружится в повторении, и, кажется, персонажей ловят только для того, чтобы вскоре по глупости отпустить, и снова поймать, и так до бесконечности, потому что сюжетных ходов у сценаристов остается все меньше.

В первом сезоне холодящий кровь ужас антиутопии, которая сводила любого человека к функции, подавляла волю и заливала любой проблеск инакомыслия кровью, все-таки оставлял проблеск надежды на то, что Джун сбежит, Гилеад будет повержен и справедливость восторжествует. В продолжении атмосфера сериала становилась все более душной, а смакование пыток и извращений все более бессмысленным. Бессмысленным не только в своей ненужной жестокости, но и в сюжетном плане. Четвертый сезон только подтверждает, что, какие бы действия ни предпринимали центральные персонажи, они останутся нетронутыми — кошмар и жестокость происходит только с второстепенными героями, их смело отправляют в расход. При этом Джун, командор Лоуренс, тетка Лидия, Ник Блэйн всегда выходят сухими из воды. "Рассказу служанки" далеко до смелости сценаристов "Игры престолов", поэтому, что бы ни учиняли герои, мы всегда уверены, что они останутся целыми и невредимыми вопреки всем законам логики.

"Все, кто связываются с ней (Джун), заканчивают повешенными на стене", — в бешенстве восклицает одна из Март. Джун с ее упрямым взглядом исподлобья и поджатыми губами уже практически слилась с сериалом воедино и стала его воплощением. Фрустрация, вызванная ею и самим сюжетом, то и дело вырывается из уст других персонажей. "Что там со служанками? Их поймали, они сбежали или их снова поймали?" — иронично спрашивает один командор другого. Игра в кошки-мышки надоела уже всем, а любопытные сюжетные ходы встречаются все реже.

Нету сил в который раз наблюдать, как Джун переодевают в алый костюм служанки, как она его с отвращением срывает, как тетка Лидия теряется в своих моральных ориентирах. Хочется узнать больше о географии выдуманного государства, увидеть развитие Джун, все больше превращающейся из героини в антигероиню. Надо отдать должное, сериал утоляет наше любопытство, но так медленно, что кажется, ты уже сама находишься в заложницах Гилеада. Хоть четвертый сезон и ощущается менее прокрастинирующим, чем второй и третий, смею предположить, что досмотреть его хватит терпения не у всех. Он хорош для самых хардкорных фанатов сериала, наслаждающихся его эстетикой, и тех, кого не пугает его неторопливость. Тем же, кто, как и Джун, рвутся в бой, придется умерить свои аппетиты.

Сериал можно посмотреть с 29 апреля на онлайн-сервисе more.tv