- Что для вас значит эта картина? - Очень многое, ведь жизнь моего отца отразила чуть ли не весь этап нашей истории до 2002 года. Он был ровесником Октября, поэтому голодные годы, коллективизация 20-х - это про него; 30-е, авиация, аэроклуб - это про него. Затем он стал летчиком и поднялся по социальной лестнице до немыслимых высот, как космонавт стал практически. Потом война, концлагерь - это отдельная громадная тема. Затем проблема сталинских репрессий и всего остального. А потом великая, всенародная слава, когда он вводил "Ракету" на подводных крыльях, "Метеор". Потом очень любил своих внучек, правнучек. - Насколько фильм соответствует реальным событиям? - Сам Тимур Бекмамбетов сказал, что в фильме ничего не будет сделано против воли нашей семьи. Так оно и было. Только потребность работы над художественным фильмом привела к необходимости сделать две новые линии, которых не было в жизни отца совершенно. Поэтому те, кто знает биографию, легко поймут, что это придумка. - Будет спойлером, если вы назовете эти линии? - Нет-нет, мы об этом говорим. А что тут скрывать? Невозможно в художественном фильме представить героя реального, жизненного. Ведь так мы за него диалоги не сможем сделать, его личность проявить. И поэтому нужен сюжет, который явно придуманный, но соответствует истине. Первый придуманный сюжет - с бомбой, а второй - это вся линия его товарища, летчика, который ушел в немецкую власовскую армию. - Это, можно сказать, и не придумка - ведь такое действительно происходило, просто не было связано с вашим отцом... - То, что у нас летало несколько полков на стороне Гитлера, - не секрет. Всей целью немецкой пропаганды и агитации было перетащить на свою сторону советских летчиков, элиту, как говорится, армии. Они все для этого делали. - Вы спокойно отнеслись к художественному вымыслу и романтизации истории? - Сначала я был против. Это естественно. А потом Тимур Нуруахитович убедил меня в необходимости художественного вымысла, и я согласился с ним. Наверное, иначе бы получилось очень сухо. А тут диалоги появились живые. Ну им виднее, кто снимает это кино. Мы же, все-таки, только хранители памяти фактически. - В биографии вашего отца было много интересных деталей. Например, удивительная история про замену бирки на одежде (В концлагере регистратор и парикмахер заменили на одежде Девятаева бирку летчика, приговоренного к смертной казни за попытку побега, на бирку только что умершего человека, это спасло ему жизнь - "Газета.Ru"). Она вошла в сюжет? - Это есть в фильме. Конечно, это сюжет, без которого непонятно, как вообще он мог оказаться в ракетном центре Вернера фон Брауна [создатель первых баллистических ракет - "Газета.Ru"]. - Жалеете ли вы о том, что какие-то моменты не вошли в фильм? - Я об этом не жалею, а надеюсь, что будет сериал, в котором удастся уже подробно рассказать о становлении личности, об интересных событиях его биографии. Не только во время войны, но и в послевоенное время. Поэтому нужен большой хороший сериал. - К вам уже обращались по поводу сериала? - Нет. Об этом никто еще не думал. Я понимаю, что нужна очень большая работа. Для работы в кино нужно невероятно много чего найти, узнать, понять. А потом это все передать актерам, чтобы они справились со своей задачей. - Актер Павел Прилучный, сыгравший Михаила Петровича, был замешан в скандале из-за обвинения в домашнем насилии. Джонни Деппа из-за этого отстранили от ролей. Как вы считаете, должна ли личная жизнь актера влиять на его работу? - Я вообще считаю, что личная жизнь любого человека – это его личная жизнь. Конечно, я понимаю, что есть публичные люди, - у них, так сказать, некая большая ответственность. Но актер, в первую очередь, должен быть актером. Мне кажется, он справился с ролью. - С какой целью вы создали фонд памяти Михаила Девятаева? - Мы будем более активно работать над тем, чтобы ответить на многие вопросы, которые не ясны до сих пор. Надеюсь, будет допуск к литературе, к архивным данным. Может быть, фильм поможет в этом. - Среди этих вопросов - встреча Михаила Петровича с Сергеем Королевым, о правдивости которой ходят споры? - Никаких документов, подтверждающих, что отец встречался с Королевым, нет. Он встречался с офицером, ученым. А кто это был… - Многие источники склоняются к тому, что это был именно Королев. - Ну гипотеза такая есть. Она более реальная, но для того, чтобы так сказать, надо иметь документы. Все документы закрыты. Я надеюсь, что фильм даст возможность нашему фонду познакомиться с архивами и реально ответить на многие интересующие не только нас вопросы. Это же вопросы секретности "Фау-2". Биография фон Брауна расписана до последней минуты, все известно. А про отца ничего не сможем сказать, у нас нет документов. Отсюда и гипотезы, и предположения вполне возможные о роли этого побега, такой исторической роли в войне. Это тоже несомненно. Но только можно трактовать по-разному. Я имею в виду степень этой роли, значение и так далее. - Помогли ли технологии угнанного вашим отцом самолета Heinkel советской науке? - Смотрите, "Heinkel-111" использовался как специальный самолет для пуска ракет "Фау-1" по Лондону. Это первые ракеты "воздух-земля". Ничего подобного ни у кого не было. И этим очень интересовался Королев. В то время он любил крылатые ракеты, если верить всем воспоминаниям. Потом уже судьба повернула его к баллистическим ракетам - это новое оружие. Каждый самолет, который попадал к нам в руки, тут же обследовался специальной группой. Потому что в каждом таком самолете могла быть важная информация. И технически, и так далее. Этого ничего мы не знаем, потому что архивы закрыты. - Была ли у Михаила Петровича какая-то обида на власть? Ведь после войны ему пришлось перенести много трудностей. - Мне кажется, в фильме Тимура Бекмамбетова удалось показать, что он не только ненавидел, не только боролся с фашизмом, но еще и умел прощать. Он был великий человек. А на прощение по-настоящему способны только великие люди. - В 2002 году режиссер Василий Пичул и продюсер Денис Филюков собирались снимать художественный фильм "Побег в небо. Девятаев", но его много раз переносили, а через 15 лет совсем отменили. Известно ли вам, почему? - За него взялся человек, который участвовал в съемках фильма "Догнать и уничтожить" 2002 года [в титрах документальной ленты Филюков указан как монтажер - "Газета.Ru"]. Но заявить - это одно. У нас ведь часто много чего заявляют. А сделано ничего не было. Он просто фантазировал и писал, что фильм есть. Я тоже с интересом открывал интернет, там было написано: "Фильм о Девятаеве выйдет в таком-то году". Потом - "в следующем", потом - опять "в следующем". Но это все была авантюра. Назовем это так. Человек хотел снять, но для этого нужен режиссер с таким списком послужным и авторитетом, как Тимур Бекмамбетов. Ему-то сколько пришлось потратить сил, чтобы этот проект заработал и получился. Еще и преодолеть COVID плюс ко всему. А там это никому не известный, по-моему, даже не очень хорошо образованный в кино человек. Поэтому зачем сейчас об этом вспоминать? Этот прошедший период, уже все, его нет и не будет. - "Девятаев" - это первый художественный фильм о вашем отце, но ведь было много документальных... - О папе снято более 30 хороших документальных фильмов. Начиная от картины Алексея Высоцкого, дяди Владимира Высоцкого, "Суровая память", который получал призы на разных международных фестивалях, - и до чудесного фильма "Догнать и уничтожить", снятого в 2002 году еще при жизни отца. Но документальный фильм, сами понимаете, смотрит не тот объем аудитории. - Что вы можете сказать о "Догнать и уничтожить"? - Сценарий был написан Ярославом Головановым - это главный журналист и специалист по космосу от "Комсомольской правды". Также в создании сценария участвовал Василий Песков - это человек, который написал трехтомник о Королеве. И поэтому делался очень серьезный фильм. Они первые забили тревогу: как же так, нет документов. Им не дали. Прошло 20 лет, а воз и ныне там. - Как вы считаете, в чем актуальность фильмов о Великой Отечественной войне, которых сейчас снимается так много? - Если мы хотим изучить историю, мы должны знать людей, которые ее совершали. О том, как человек лежал в окопах того же Сталинграда, фильм вам расскажет по-настоящему - с грязью, с потом, со смертью. Вот тогда вы, наверное, поймете, что такое Сталинград. А история общая - это просто обычное образование, знание неких дат ключевых. Это, конечно, должно быть, как у любого получившего образование человека. Но это не понимание истории. - Какие фильмы о войне вам понравились больше всего? - Если говорить вообще о войне, то я помню просто по названию "Перл-Харбор", который вышел 20 лет назад, а также знаменитые фильмы о Вьетнамской войне. Конечно, я помню всю нашу советскую классику от "В бой идут одни "старики" до "Чистое небо" и так далее. Конечно, я все это видел, и не раз. Ну а в сегодняшнее время я не смотрю уже. - Как вы считаете, сможет ли фильм "Девятаев" стать в один ряд с самыми важными фильмами про войну? - Я бы очень надеялся на это. Для этого мы и прикладываем усилия. Для этого, между прочим, мы и интервью даем, чтобы попытаться разъяснить какие-то вопросы. Хоть и понимаем, что на все никогда не ответишь.