Достоверный концлагерь, маньяк и юные сумоисты: что посмотреть из программы ММКФ-2021?
С 22 по 29 апреля в столице проходит 43-й Московский международный кинофестиваль. В этом году в программе ММКФ участвует более 200 фильмов со всего света, в конкурсной программе работы с Кубы, из Венесуэлы, Японии, Китая, Италии, Норвегии, Германии, Сербии, Индии, Испании, Румынии, Ирана, Греции и России. Фильмом открытия стал «Девятаев» Тимура Бекмамбетова и Сергея Трофимова – о подвиге советского летчика Михаила Девятаева во время Великой Отечественной войны, закроет фестиваль картина «Кафе моей памяти» финского режиссера Вальто Бальцара – история любви француза, переехавшего в Финляндию, и сотрудницы кафе. Помимо конкурса представлено еще 20 внеконкурсных программ. «МИР 24» поговорил с киноведами о том, что интересного показал на этот раз ММКФ.
Что посмотреть из российских картин и «Русского следа»
Киновед Александр Шпагин специализируется на отечественном кино и рассказывает, что посмотреть из российских фильмов и заграничных картин из программы «Русский след», представленных на Московском кинофестивале:
– Наиболее яркая картина – это фильм Алексея Федорченко со странным названием «Последняя «Милая Болгария». Может быть, он несовершенен, немного он не дотянул финал и концепцию, но фильм просто зашкаливает фантазией. Это потрясающая работа, и особенно там интересна фигура Эйзенштейна. Кстати, Эйзенштейн появляется еще в одном конкурсном фильме – «Кровопийцы», это тоже сюрреалистический фарс на тему эпохи, но художественный уровень этих картин несравним и, честно говоря, такую ленту, как «Кровопийцы», я бы вообще в конкурс не брал. Она очень слабая, и уж совсем развалившаяся по концепции, если таковая вообще была.
Мне понравилась совместная узбекско-южнокорейско-казахская постановка, которая называется «Три» – про то, как ловили маньяка в 1980 году (действие происходит в СССР, поэтому картина попала в программу «Русский след», – Прим. ред.). Там совершенно блистательные актерские работы, очень сильная режиссура, есть мысль помимо чистого детективного нарратива. Потрясающий совершенно актер – 25-летний Аскар Ильясов. Очень крупный актер к нам пришел, просто выдающийся.
Еще могу отметить симпатичную картину «Маленький воин», это фильм про юниоров – борцов сумо, сделанный с юмором, хорошей интонацией, фильм во всех отношениях приятный и не гламурный. Именно эта лента во многом отражает тенденцию, которая происходит сегодня в нашем кино – это тихое исчезновение гламура, все большее и большее прощание с тем примитивным гламуром, где были только герои, которые без конца друг с другом препирались, ничего не могли друг другу доказать, все были злые и истеричные – и это должно было быть комедийным. Эта эпоха была у нас в 2010-е годы, которые, я полагаю, вообще войдут в историю российского кино, как эпоха довольно провальная и позорная. Сейчас, сохраняя какие-то гламурные конструкции, герои неогламурных фильмов уже ведут себя не так. Они похожи на людей, они естественные, они живые, они говорят на сегодняшние темы, очень любопытные появляются образы подростков, как в «Маленьком воине».
Еще из интересных картин я отмечу фильм «Девятаев», который обнаруживает тенденцию отхода от привычных нарративных конструкций военно-приключенческих лент, таких как «Т-34» или «Собибор». Здесь, хотя еще есть атавизмы картин типа «Т-34», где полная надуманность, все приближено к достоверности. Я прекрасно понимаю, что Бекмамбетов поставил эту картину неслучайно, это в пику тем картинам, которые я назвал – тому военно-приключенческому гламуру. Здесь концлагерь действительно показан как концлагерь, при этом это сделано выразительно, интересно и художественно.
Что посмотреть из иностранных фильмов и внеконкурсных программ
Киновед Андрей Плахов – председатель отборочной комиссии ММКФ и куратор внеконкурсной программы «Эйфория изоляции» рассказывает об интересных фильмах и программах 43-го Московского кинофестиваля:
– В основном конкурсе все фильмы интересные, каждый по-своему. Но я бы, например, выделил такие картины, как «Кровопийцы» – это немецкий фильм режиссера Юлиана Радльмацера, он интересен помимо прочего тем, что по сюжету связан с историей советского кино, потому что часть действия этого фильма происходит в Москве на съемках фильма «Октябрь» Эйзенштейна. Это любопытно. Второй фильм – это «Последняя «Милая Болгария» режиссера Алексея Федорченко, единственная российская картина, которая участвует в конкурсе. Отмечу так же фильм «Равнодушные» режиссера Леонардо Гуэрры Сераньоли из Италии – это новая экранизация романа Альберто Моравиа. В свое время была знаменитая экранизация этого романа, это новая версия, тоже интересная и актуальная картина.
Если выйдем за пределы конкурса, есть три традиционные программы на ММКФ, которые пользуются повышенным вниманием публики. В программе «8 1/2 фильмов», которую делает Петр Шепотинник, есть французский фильм «Кометы», который привлек к себе много внимания, фильмы с последнего Берлинского фестиваля – венгерский фильм режиссера Денеша Надя «Естественный свет» и вьетнамская картина «Вкус» – и, конечно, фильм Александра Миндадзе «Паркет» – еще одна российская картина, необычная, очень оригинальная, режиссерски мастерски сделанный фильм.
Программа «Эйфория», которую я сам формирую, называется в этом году «Эйфория изоляции», поскольку речь идет о той ситуации, когда люди оказались изолированы в силу пандемии. Но речь идет не только об этом, но и о том, что изоляция – это некое внутреннее состояние, которое сопутствует человеку очень часто и в обычные периоды жизни. По разным причинам люди испытывают одиночество, отчуждение и вот это чувство изоляции. В программе представлены такие фильмы, как, например, «Тео и метаморфозы» – французская картина Дамьена Одуля о человеке, страдающем синдромом Дауна, или аргентинский фильм «Собака не перестанет лаять» Аны Кац, который рассказывает о трудной судьбе молодого человека, пытающегося противостоять жизненным обстоятельствам. Картина «Собутыльник онлайн. Карантинные разговоры», снятая режиссером Владимиром Непевным, – это документально записанные беседы женщины, которая придумала такой бизнес во время карантина, чтобы ей звонили желающие и она составляла им компанию. Такое виртуальное общение оказывается иногда очень интересным и глубоко раскрывает характеры персонажей, проблемы окружающих нас людей и нас самих.
Очень многие фильмы сняты женщинами-режиссерами, можно сказать, что в каком-то смысле Московский фестиваль имеет женское лицо. Здесь есть специальная программа «Женское кино Израиля», здесь есть программа «Кинематограф Китая. Женский взгляд» и есть еще программа «Кинорежиссерки нашего времени», которую делает наша коллега Анжелика Артюх, там собраны фильмы, созданные именно режиссерами женщинами, которые очень успешно осваивают эту профессию в последние годы. У нас есть большая документальная программа «Свободная мысль», «Русский след», «Молодые и красивые» о молодежных проблемах, программа «Локдаун» и «Мир искусств» – в общем довольно большой выбор и огромное количество всевозможных показов всего лишь за восемь дней фестиваля. Мне кажется, программа очень современная, учитывая то, что я сказал о женщинах-режиссерах и вообще гендерных проблемах, которые очень широко представлены. То, что было на недавних Берлинском, Роттердамском фестивалях, – все это буквально без исключений мы видим сейчас на Московском фестивале, поэтому мне кажется, что он довольно точно отражает картину мирового кино и кинопроцесса.