«Девятаев»: Лучше быть мертвым героем, чем живым предателем
Начинать статью про фильм с таким удивительно оригинальным названием задача решительно фрустрирующая. «"Девятаев" — фильм о летчике Девятаеве»... Тут сразу приходит мысль о том, что раньше-то названия были поэтичнее, красивее. "Иди и смотри", "Баллада о солдате", "Летят журавли". Ну здорово ведь! Что-то с душой, с режиссерским трепетом над картиной. "Семнадцать мгновений весны" всяко будет интереснее, чем "Штирлиц". Такое чувство, что наш кинематограф совсем потерял лицо.
В общем, настоящий Девятаев Михаил Петрович — лётчик-истребитель, который попал к немцам в плен, чудом выжил в концлагере под чужими документами, а потом сбежал, угнав самолёт и заодно карты с точными координатами стартовых установок "Фау-2", которые предопределили наш прорыв в космической программе. Бежал не один, а целой группой из десяти человек. По возвращении домой был помещён в фильтрационный лагерь, который раньше был немецким концлагерем. Девятаев лично консультировал Королёва и советских специалистов, показывал места, где производились ракетные узлы, и их стартовые площадки. История как будто вообще не из реальной жизни, поверить в неё трудно. Но нет, то-ли Девятаев грандиозный счастливчик, то-ли мир вполне себе восприимчив к чудесам. Он, кстати, ушел из жизни не так давно – в 2002-м в 85 лет. Он не был героем, забытым родиной.
У старшего поколения имя на слуху. У младшего не очень. Следовательно, целевая аудитория вроде как ясна, фамилией козыряют именно перед более возрастной группой. Но возрастное ограничение расширено до 12+, в фильме никто бранного словечка не скажет, Прилучный в конце концов играет, которого молодежь вроде как должна знать по нескольким сериалам. Значит, кино должно нести просветительскую деятельность — молодые ребята узнают ещё об одном герое Великой Отечественной, уровень патриотизма резко возрастёт и цель будет выполнена. Но ребятам нет дела до неизвестного им Девятаева! Их даже и не пытаются завлекать как-то иначе. Вот и выходит ситуация: фильм старается быть слишком молодежным для мужиков за 40, а той самой молодежи он не сдался в принципе. Говорят, в прокате хорошо пошёл, но, когда я ходил, в зале было человека четыре.
Прилучный в роли широкоплечего советского ветерана вызывал большие сомнения. На эту роль хотели взять Козловского, но мне кажется, это тоже не очень хороший выбор. Неужели в стране нет людей с лицом попроще? Спасибо хоть, что не Петров. Но в итоге Прилучный как будто бы преобразился по ходу фильма, начинаешь ему как будто бы верить. А вот антогонисту-предателю (Павлу Чинареву) — не очень. Не из-за того, что тот недоигрывает, а из-за того, что сама по себе эффектная история не нуждается в дешёвых конфликтах. В этом случае — крепкой дружбы и горячего патриотизма. Но стоит отдать должное — это сделано не очень плохо. Тот самый антогонист — бывший сослуживец Девятаева, который перешёл на сторону врага, — вроде и хороший парень, и родину любит (хоть и продался за пиво с сосисками), и другу всеми силами помочь пытается. Но он не хочет бежать, потому что уже предатель. Де-юре он мертв для своей страны, мертв для отца, которого так боится разочаровать. А быть мертвым героем куда лучше, чем живым предателем. Нормальное раскрытие ненужного персонажа. Браво!
Всё сделано красиво. Это вам не советская «Охота на единорога» с наивными попытками показать взрыв самолета в воздухе через рваный монтаж. Происходящее действительно зрелищно и дорого. Разминирование бомбы или угон бомбардировщика — хорошие, динамичные сцены, которые запомнятся зрителю. По всей видимости, ради зрелищности фильм и затевался. Аттракцион про героев отечественной войны. Зритель, который будет в зале именно ради спецэффектов и громких звуков, не разочаруется.
Но фильм не даст каких-то глубоких переживаний, тоски, размышлений. Не за этим всё делалось. Конечно, по выходе из зала ты его не забудешь, даже полезешь искать, кто такой этот Девятаев. Но не больше. Это вам не та же «Охота», где первая сцена – заключенный лётчик-истребитель, услышавший «Марш авиаторов» в Гулаге. Хоть советский фильм и снят за три рубля, но веришь, сопереживаешь! Сурово и просто. Может, та самая душа, которой так не хватает современным вещам?
А если оценивать "Девятаева" как аттракцион, то и говорить больше не о чем. Да, красиво, да, не стыдно. Поднимет ли это уровень патриотизма? Вряд ли. И это высшая оценка для почти всего нашего кинематографа, который так усердно делает под Голливуд. Либо под себя. Ну есть же то размытое, такое родное, хоть и забытое лицо своего кино? Почему вы не приведете его в порядок, товарищи кинематографисты?