Режиссёр сериала «По законам военного времени» Сергей Виноградов рассказал о съёмках в Черняховске
Вышел новый сезон сериала «По законам военного времени. Победа», который снимали в Калининградской области. Режиссёр проекта Сергей Виноградов рассказал «Клопс» о съёмках.
— Расскажите о новом сезоне. Чем он отличается?
Вы понимаете, в чём уникальность четвёртого и пятого сезонов, в отличие от второго и первого? Когда война идёт, всё понятно: вот наши, вот враг, стреляй, и ты прав. А когда война кончилась, а законы военного времени ещё действуют? Когда за каждым углом ты можешь получить пулю в спину и непонятно, кто враг, а кто свой. Когда ты невольно вглядываешься в лица прохожих. Когда подросток может запросто дать очередь из автомата, который нашёл на улице в знак мести, что его отца убили. Эти ситуации были в 1945 году.
Это было неспокойное время, люди остались без земли под ногами. Для наших это была чужая и ненавистная земля. А для немецкого населения это родной город, потому что в 1945 году ещё не был сформирован статус области, была надежда, что Восточная Пруссия вернётся в Германию, но было осознание того, что это будет советская земля. А как будут к коренному населению относиться власти? Как преодолеть барьер жестокой ненависти к фашистам? Вот такое количество вопросов висело в воздухе. Я считаю, что именно это время и место — в точку для этой картины.
— Почему для съёмок нового сезона выбрали именно Черняховск?
Чем вам этот город показался особенным?
Мы довольно долго искали город, чтобы он нас устроил по многим позициям. Нам нужна была одна локация на весь четвёртый сезон. Мы ездили практически по всему региону. И в Советске были, и в Балтийске, по совокупности позиций нам Черняховск больше приглянулся. Тем более, что, как известно, он был взят всего за несколько часов. Там не было больших разрушений в период осады. Там сохранилось очень много исторических зданий. Городок замечательный, маленький, очень компактный, расположенный на речке. Черняховск был продвинутым городом. К примеру, в 1936 году первый троллейбус в Германии начал ходить в Берлине, а второй троллейбус — именно в Черняховске. Есть открытка, где по улицам Инстербурга идёт троллейбус.
— На съёмках были объёмные декорации в центре города. Насколько было сложно их смонтировать?
Действительно, может показаться, что было огромное строительство декораций. Но нет, это была натура с достройкой. Работал замечательный художник Влад Травинский. Он очень тонкий, с хорошим вкусом и глазом, с хорошими руками. К счастью, в Черняховске оказалось много зданий и целых площадей, где практически ничего достраивать не требовалось, чтобы это было в кадре. К примеру, основное здание комендатуры и площади перед ней с водонапорной башней существует и сейчас. Сейчас это заброшенное здание, нам его дали на откуп, мы могли делать что угодно. Нам не приходилось что-то переделывать кардинально. Башня как стояла, так и стоит.
Кстати, забавную историю расскажу именно про этот базовый объект — площадь с водонапорной башней. Так получилось, что в первую ночь съёмок надо было снимать эпизод с очень сильной стрельбой. И мы очень заволновались, потому что это была ночь с пятницы на субботу. Рядом живут люди, центр города, а мы собираемся стрелять. Мы стреляли до пяти утра, уже был рассвет, когда мы закончили. Были задействованы порядка 20 стволов: автоматы, пулемёты, винтовки. Мы с ужасом ждали, что будут жалобы, но ни один человек не пожаловался. Более того, нас всю ночь сопровождала толпа зевак, которые не спали и смотрели, как мы снимаем перестрелку.
Я тогда взмолился на жителей Черняховска, потому что более терпеливых людей в смысле кинематографа я не встречал.
— Вы же ещё и улицы перекрывали? Как жители относились к этому?
Ещё одна хвалебная песнь на тему счастливых жителей Черняховска. Здесь нас всегда сопровождала толпа людей. Ну, это понятно, потому что, например, в Москве съёмками никого не удивишь, потому что там снимают давно и много. Честно говоря, если встречаешь какие-то мнения, то это негатив: «Вот опять перекрывают, ни пройти ни проехать». В Черняховске не было этого и в помине. Было много разных точек, мы и улицы перекрывали, и дымом всё заполняли. Абсолютный позитив по отношению к нашей работе.
Катю Климову, Александра Панкратова-Чёрного, Женю Воловенко приходилось защищать от местного населения, от жителей, которые хотели взять у них автографы и днём, и ночью.
При этом никто не хамил, никто не наглел, мы решали эти вопросы полюбовно. Очень хорошее отношение у меня в принципе выработалось к жителям региона. Не говоря уже о том, что мы благодарны местному правительству, потому что нам дали снимать два года подряд.
— Может, заметили какие-то новые лица и новые имена во время этих съёмок?
Конечно, было много массовки из местных, но для себя обнаружил такую интересную историю, что к нам, чтобы сняться в массовке нашего фильма, приезжали люди из других регионов. К примеру, я обнаружил на второй неделе съёмок супружескую пару лет по 40-45, они приехали из Вологды. Они взяли отпуск, чтобы провести его на съёмочной площадке любимого сериала. И они были не единственные. Тем более, что для большинства людей это был первый опыт такого рода. Работа в массовке, на самом деле, очень важна. Очень длинный съёмочный день, как минимум 12 часов, надо много терпеть: плохую погоду, ветер, надо стоять, выполнять указания режиссёра. Это непростая задача. Я очень доволен, потому что было много интересных лиц. Я не знаю их имена и фамилии, но я вижу на экране очень много фактурных лиц. Спасибо им большое.
— Как складывались взаимоотношения на площадке? Были ли трудности или, наоборот, было легко с коллективом?
Что касается команды, она отработала идеально. Это люди, с которыми я не первый год. Над картиной работали человек 60. Большой коллектив, который «пускается в плаванье» на три месяца. Не было практически никаких конфликтов и проблем, это замечательная команда, одна из лучших в моей практике.
Взаимопонимание с артистами, не только с основной тройкой, было полным. Огромную роль получил Александр Дуденков. Так получилось, что он сыграл эпизодик в третьем сезоне, но так понравился зрителям, что под него написали роль, это уникальный случай. Он выпускник ВГИКа, с ним было одно удовольствие работать, он тонок, он слышит и меняется в связи с пожеланиями режиссёра. Отдельно хочу выделить Александра Васильевича Панкратова-Чёрного, он был образцом дисциплины, никогда не опаздывал, на зубок знает текст, стремится в кадр и работает на пять с плюсом. А основная пара… Дело в том, что я Катю Климову знаю уже 22 года со студенческой скамьи. Она одна из моих любимых артисток. Те взаимоотношения, которые сложились, позволяли сделать невероятное.
— Что-то необычное случалось на съёмках?
Мы приходим с Катей и Женей Воловенко на одну из сцен, нам она не очень нравится. Возникает идея спеть песню. Люди в спальне выясняют отношения глубокой ночью, не спится. И вдруг Женя запевает песню «Не для меня придёт весна», и Катя подпевает, и они сливаются в дуэте. Получилось пронзительно, потому что в этой песне вся тоска, всё желание, чтобы война кончилась. И мы сняли за час эту сцену, которой не было в сценарии, абсолютная импровизация.
— Будут ли ещё сезоны или пока нельзя об этом рассказывать?
Готов к эфиру пятый сезон, снят и смонтирован. Когда он пойдёт, никто не знает. Это восемь серий, действие происходит в Кёнигсберге. Я считаю, что он ещё лучше, чем четвёртый.
— Успели ли вы полюбить Калининградскую область?
Мы дважды по три месяца были тут. Я полюбил это место, мне оно нравится. Мы снимали на Куршской косе, мы объездили большое количество мест под Калининградом. В замке Вальдау много снимали. И я люблю это место, потому что это российская Европа. Черты архитектуры, уклада сохранились. Это не обычная Россия, это западная Россия. И такое смешение — очень интересное.
Исполнитель главной роли следователя военной прокуратуры Евгений Воловенко рассказал «Клопс» о съёмках, трудностях и смешных ситуациях.