Владимир Бортко: «В 90-е с женой жили на $100 в месяц»

7 мая одному из самых любимых российских режиссеров исполнилось 75 лет. Нам удалось поговорить с мэтром и о его знаменитых кинолентах, и о профессии, и о жизни. В том числе личной, например услышать простую и одновременно удивительную историю его брака, который вскоре станет «золотым».

Владимир Бортко: «В 90-е с женой жили на $100 в месяц»
© Мир новостей

«ИСПРАВЛЯТЬ ОСОБО НЕЧЕГО»

- Владимир Владимирович, многие называют вас классиком отечественного кинематографа…

- Лично я классиком себя не считаю. Даже без бороды хожу, а у всех классиков она была! (Смеется.) Я просто делал хорошую работу. Во всяком случае, мне кажется, что я сделал ее хорошо.

- Есть ли у вас принцип, которому вы следуете всю жизнь?

- Да, есть, пожалуй, такой: говорить в кино только правду. Я, собственно, и режиссером стал поэтому. Меня все спрашивали: «Почему ты выбрал именно кино? Почему не театр? Мама у тебя - актриса театра, отец - театральный режиссер…» Вообще изначально я хотел выбрать другую профессию, но не срослось. Когда я рос, мне хотелось говорить правду не эзоповым языком. У меня принцип такой: когда мне что-то попадает в руки, я хочу найти ответ на вопрос: а как это было на самом деле? И мне захотелось показать и рассказать все это людям.

- А что-то изменить в своей жизни хотели бы, исправить?

- Нет. Исправлять особо нечего. Хотя иногда возникают мысли, что это надо было сделать не так, а вот так. Пойти, например, не направо, а налево. Ведь даже такие повороты простые имеют важное значение. Хотите, расскажу историю своей женитьбы? Я со своей супругой живу уже 48 лет, через два года будет юбилей. А история нашего знакомства смешная. Я учился в институте, она тоже. И вот у нас была столовая. Войти в нее можно было справа, а можно - слева. Я пошел справа, и там на входе сидела моя будущая жена. Так и познакомились, и сейчас уже столько лет вместе. Вот видите, как может измениться жизнь, если даже выбираешь путь вправо или влево. И если бы мне представился снова шанс выбирать, я бы опять пошел тем же путем, тем же коридором! (Смеется.) Хотя, конечно, всякое в нашей в жизни бывало: и ссорились, и мирились. Но испытание на прочность, как видите, прошли...

«В МИСТИКУ Я СЛАБО ВЕРЮ»

- Какой фильм, над которым работали, стал для вас самым знаковым?

- Я бы сказал, что все мои фильмы для меня знаковые. Часто, когда про меня кто-то говорит, то сразу вспоминает: «Ах, какой фильм «Собачье сердце»!» Но я же еще много других снял. Но именно этот фильм как значок, то есть для людей Владимир Бортко - это «Собачье сердце». А для меня другие мои фильмы имеют не меньшее значение. Например, «Идиот» мне нравится гораздо больше, чем «Собачье сердце». А уж «Тарас Бульба» для меня вообще один из основных фильмов. Потом, есть такие картины, которые прошли мимо, они просто давно были сделаны, например «Цирк сгорел, и клоуны разбежались». Его мало кто смотрел, но для меня это тоже знаковая работа.

- «Мастер и Маргарита», наверное, тоже. Многие мистифицируют это произведение. Во время съемок фильма что-то экстраординарное происходило?

- В мистику я слабо верю. И мистическое было только одно: вот как начался фильм, так он и закончился. Обычно во время съемок бывают различные неприятности, а здесь их, наоборот, не было. Но столькими легендами обросли наши съемки!.. Например, читал о том, что Олег Басилашвили потерял голос. Но там ничего особенного не было - он просто простудился в самолете, только и всего. Писали, что одна из актрис развелась во время съемок, но она сделала это еще до начала работы в этом фильме. Поэтому я хочу сказать: уважаемые зрители, вы, наверное, сталкивались с чем-то мистическим, а я - нет.

- А правда, что изначально в «Мастере и Маргарите» планировался другой актерский состав?

- Да. Изначально этот фильм хотел продюсировать олигарх Владимир Гусинский, был у нас такой. Он сам меня пригласил работать. Уже были пробы, но его посадили в тюрьму, позже он уехал из страны. Потом съемки возобновились, но уже с другими продюсерами и, конечно, с другим актерским составом…

«ГОРЖУСЬ НАШИМИ УЧЕНЫМИ»

- Мало кто знает, что вы снимали первый сезон сериала «Улицы разбитых фонарей» и делали это под псевдонимом Ян Худокормов. Почему?

- Это были 1990-е годы. Я пять лет почти ничего не снимал, и мы жили на 100 долларов в месяц. А потом вдруг появился этот проект. И чем он был хорош? До этого все сериалы того времени делали по каким-то мексиканским лекалам: героиня приезжает в какой-то город, потом рожает ребенка, его крадут, затем проходит 20 лет, а за окном при этом ничего не изменилось… А у нас каждую неделю тогда что-то менялось, поэтому такие сериалы проваливались. И тут появился сериал, где актеры снимались в своей одежде, и весь этот сериал стоил столько, сколько сейчас стоит выезд на съемку. И он стал популярным!.. Почему я его снимал под псевдонимом? Потому что до конца не довел: я его не озвучивал, не делал музыку - я только писал сценарий и снимал...

- Как вы думаете, пандемия как-то отразится на искусстве?

- Пандемия уже отразилась на искусстве. Это привело к финансовому кризису не только у нас, но и во всем мире. Все кинотеатры, театры были закрыты. Поэтому, конечно, многие пострадали. Что касается лично меня, то я коронавирусом переболел в легкой форме. У меня была температура всего два дня, выше 37,5 градуса она не поднималась, и на этом все. Мне так повезло. Но у меня были друзья, которых теперь уже нет с нами… Так что отразилась пандемия и на личных отношениях, и на работе. Поэтому сейчас важно выйти из этого. Надеюсь, что к осени все стабилизируется у всех. Вакцина уже есть, и я горжусь нашими учеными. Тут главное - не складывать ручки и работать. Вообще все, что происходит в жизни, отражается и в искусстве. Чем многим запомнились 90-е годы? Братками! А наше время теперь будет ассоциироваться с коронавирусом.

- Но многое в нашей жизни из-за пандемии ушло в онлайн. Все поняли, что кино можно смотреть и дома…

- Сразу не соглашусь! Например, известный американский фильм «Аватар» я смотрел дома по телевизору, и это было бессмысленно! Его надо смотреть на большом экране, тогда в полной мере понимаешь, что хотел сказать режиссер, а он - большой художник. Это совершенно разные вещи. Конечно, какие-то фильмы можно посмотреть и за компьютером, и по телевизору, но не все. И потом, нельзя все время сидеть в интернете. Человек - животное стадное, извините за такое сравнение, и он должен все время общаться. Тогда он развивается нормально.

ХУДОЖНИК И ВЛАСТЬ

- Владимир Владимирович, вы еще и депутат Госдумы. Скажите, близость к власти не обедняет вас, как художника? Не лишает некой внутренней свободы?

- Не знаю, как-то не задумывался над этим. Я предлагаю свои варианты законов, только и всего. Какая власть?! Мне не нравится что-то из того, что происходит, я пытаюсь это изменить. Нет, мне не мешает…

- Но вы же, как никто другой из режиссеров, чувствуете конъюнктуру, начиная с «Блондинки за углом»…

- Да что вы говорите! «Блондинку…» два года я сдавал, это был самый порезанный кинофильм в моей жизни!

- А вышел очень вовремя, как и остальные. «Единожды солгав» - начало перестройки, «Собачье сердце» - конец. Дальше «Афганский излом», в лихие 90-е - «Бандитский Петербург». «Идиот» и «Мастер и Маргарита» - в жирные 2000-е. И, наконец», «Тарас Бульба» и «Петр Первый» - на волне всепобеждающего патриотизма.

- Ну послушайте, мое дело - как и любого режиссера, любого художника - освещать какие-то вещи, которые мучают меня вместе с моим народом. А как можно по-другому?!

Валерия Хващевская,

Ксения Позднякова.

Фото В. Тараканова.