Леонид Ярмольник о Владе Листьеве: влюбленность в него всей страны закономерна

Никогда не было секретом, что Влад для меня был очень близким человеком, другом. Мы виделись практически по пять — семь раз в неделю. С ним была связана также и моя работа, приход на телевидение в качестве ведущего в L-club. Прошло много лет, но все-равно есть какое-то ощущение абсолютного подарка судьбы. Потому что второго Влада нет и второго Влада быть не может.

Леонид Ярмольник о Владе Листьеве: влюбленность в него всей страны закономерна
© ТАСС

"С ним было замечательно изобретать"

Для меня он был совершенно удивительным, не похожим ни на кого. Он умел то, что не умеет никто, и делал все не так, как все. Он был очень трудолюбивым, упрямым и принципиальным — считаю, что такие качества далеко не всем даны. Причем все это в невероятном сочетании и ансамблевости. С ним было замечательно все — и работать, и отдыхать, и дурачиться, и, наверное, самое главное — с ним было замечательно изобретать.

Он дружил не только со мной, а и с моей семьей, но мы воспитаны так, что в личную жизнь друг друга никогда не вмешивались. На мой взгляд, то, что мы были близкими друзьями, доказывает, хотя никто в этом не нуждается, тот факт, что даже жить собирались рядом. Я много лет живу за городом, и Влад очень любил наш дом, само место. Со временем у него появилось желание тоже поселиться в этой деревне. Мне удалось упросить одинцовские власти, и мы нашли для него участок практически напротив моего дома, после чего началось строительство. Однако Влада не стало, когда был выстроен только цокольный этаж. Правда, Альбина, его супруга, живет в этом доме и сейчас.

После его ухода мне многие говорили, как здорово, что в фильме "Московские каникулы" мой герой очень похож на Влада Листьева — я там с усами и в очках. Видимо, воспринималось как дань памяти. Но на самом деле фильм был снят еще при его жизни, и он сам стал одним из первых, кто видел картину. Я показал ему ее до того, как она была полностью готова, без титров. Мы смотрели вместе эту сборку у меня на даче, и он отметил: "Смотри, ты практически играешь меня". А потом в ближайшее время это случилось — его убили.

"L-club придумали на даче в Подушкино"

Нельзя сказать, что Влад привел меня на телевидение. В начале 1990-х годов я уже был популярным, известным и знаменитым актером. На ТВ снимался достаточно много и даже раньше, чем там появился Влад, — "Вокруг смеха", "Кинопанорама", новогодние огоньки и масса других всяких программ. Когда же мы пошли на прямое сотрудничество, у Влада за плечами был "Взгляд", который мы все любили, его в свое время сделал Анатолий Григорьевич Лысенко.

Поэтому не то чтобы Влад пригласил меня на телевидение, но появилась идея сделать новую развлекательную программу, потому что на то время существовала всего одна такая игровая передача — "Поле чудес". Второй этого толка стала L-club. Ее мы придумывали сидя на моей даче в деревне Подушкино — я, Влад, Леня Якубович и еще один изобретательный человек, не знаю, как сложилась его судьба, Александр Гольдбурт. Так мы вчетвером сочинили эту программу, я был ее ведущим, и она пять или шесть лет была очень успешной.

Влад тогда даже отдал мне своих лучших сотрудников для работы над этой телепередачей — это, прежде всего, Марго Кружевская, она и сейчас является одним из ведущих продюсеров телевидения.

"Влад — это символ"

Если говорить о его успехе, влюбленности в него всей страны — то это абсолютно закономерно, потому что, к чему бы он ни приступал, — каждая следующая программа или тема — это всегда был невероятный семимильный шаг вперед, то, с чем наше телевидение тогда не было знакомо. Он это делал как его любимый Ларри Кинг (американский тележурналист).

Что же касается его качеств журналиста и телевизионщика, то считаю, что и сегодня нет ни одного такого профессионала, который умел бы так разговаривать с людьми независимо от их социального происхождения, должности, уровня солидности или власти. Он всегда умел сделать собеседника героем программы — именно не себя, а гостя. Этим талантом, на мой взгляд, практически никто не обладает. Наверное, разве что нечто похожее есть у Владимира Владимировича Познера. Но все равно Влад был в этом смысле невероятно талантлив, тактичен и даже безукоризнен.

При всем его интересе к иностранному, он все же всегда оставался ближе по духу к России, чем к Западу. Есть те, кто утверждают, что вся новаторская деятельность Влада заключалась в основном в адаптации чужих форматов. Не считаю, что это имеет смысл ставить ему в укор. Просто была наша общая отечественная неосведомленность в том, что делается на Западе по телевизионным форматам. Тогда никто особо и не пытался что-то переделывать, заимствовать, потому что казалось, что это совсем чужеродное. В этом смысле Влад гениальный человек, потому что он сделал это нашим современным телевизионным языком на тот момент. До него в таком контексте никто никогда этого не производил у нас.

Я и сейчас считаю, что Влад — это символ, творец новой эпохи телевидения. Безусловно, он должен быть, что называется, на первых страницах в учебниках по журналистике для будущих поколений. Потому что действительно Влад стал проводником и новатором в нашем телевещании. Но лучший способ что-либо перенять у него, научиться — это смотреть его на экране, архивные материалы передач с его участием — даже то же "Поле чудес".