Войти в почту

Неужели аудиопроцессор Auto-Tune разрушил музыкальную индустрию?

«А давайте что-нибудь споем», - предложил 8 апреля этого года шоумен и юморист Максим Галкин заслуженной артистке России Ларисе Долиной и популярному поющему блогеру Tik Tok Вале Карнавал, которых он пригласил в свое YouTube-шоу «Музыкалити». В этом проекте встречаются известные представители двух разных поколений шоу-бизнеса и обсуждают новинки российской поп-сцены. Во время эфира Лариса Долина жестко раскритиковала практически все представленные Максимом Галкиным на суд зрителей песни (или трэки, как говорят многие). Так в чем же была проблема столь жесткого подхода? «Ты уверен?», - спросила Долина у Максима. «Да!», - ответил Галкин. «Ну хорошо!», - отчеканила Лариса Долина, после чего все, по очереди с Максимом и Валей пропели базовую вокальную распевку МГИК для первокурсников. Что было дальше? Если кратко, то Валя Карнавал не попала ни в одну ноту и Лариса Долина обвинила её в неумении петь и нежелании этому учиться. Возмущенная легенда советского джаза и эстрады посоветовала тиктокеру Вале слушать музыку на английском и пойти учиться, что вызвало у нее резкое отрицание. Долина так же посоветовала Вале познакомиться с творчеством великого американского соул-исполнителя Стиви Уандера (Stevie Wonder). Но Валя еще до этого заявила, что её всё устраивает и она уже добилась в свои 19 лет всего, чего хотела.Какой же вопрос подняла Долина, если абстрагироваться от субъективных оценок её методов общения с молодежью? Не вопрос, а скорее проблему. Проблему музыки в сегодняшней России. Этой проблемой современной музыки и поп-культуры страны эпохи поющих блогеров, Ольги Бузовой и Tik Tok без зазрения совести можно назвать отсутствие хороших песен и неумение (а, в последнее время, все чаще и нежелание) учиться профессионально пению и также профессионально овладевать какими-либо музыкальными инструментами. И если российская независимая сцена в прошедшее десятилетие, несмотря ни на что, получила какое-то интернациональное внимание (такие артисты, как ГШ - российская рок-группа, исполняющая музыку в жанрах гаражного, инди, психоделического и панк-рок, The Jack Wood - российская гараж/блюз-рок-группа, поющая на английском языке, NV - российский электронный музыкант, певица и Shortparis - российская группа, играющая в стилях post-pop, pop-noir, avant-pop, experimental, ощущающая себя в оппозиции к современной музыкальной сцене) то массовая поп - культура страны, возможно, приближается к своему кризису. Вряд ли чисто коммерческий подход к творчеству многих современных молодых исполнителей, ставших популярными только благодаря сети среди определенной возрастной категории, может заинтересовать находящегося в музыкальном изобилии западного слушателя или обеспечить им Грэмми.Вероятнее всего, большую роль в принятии данной ситуации обществом играют именно технологии, потому как они упростили процесс производства музыкального (читай «поп») продукта и дали возможность оказаться на сцене даже тем, у кого совсем нет слуха. Обратимся же к технологиям.Auto-Tune — это аудиопроцессор, представленный в 1997 году компанией Antares Audio Technologies и зарегистрированный под ее торговой маркой. Этот процессор использует запатентованное устройство для измерения и изменения высоты тона звука при записи и исполнении вокальной и инструментальной музыки.Сомнений нет: программы вроде Auto-Tune, Vocoder и Melodyn сегодня являются неотъемлемой частью создания музыкального продукта. Именно Auto-Tune капитально изменил современную музыку и музыкантов, разделив их на тех, кто обладает талантом и тех, кому его не хватает. Программа буквально заменила роботизированным результатом то, как раньше звучали настоящие таланты и их душевно богатые голоса. Стоит отметить, что в руках настоящего музыканта и продюсера Auto-Tune – это инструмент, который, всё же, в итоге, содержит огромные возможности для создания уникального звучания и настоящего творчества. Польза этого инструмента настолько действенна, насколько талантлив художник, который его использует. Что же происходит, когда Auto-Tune используется как программа, прикрывающая собой нежелание работать над собой и развивать свой талант (если он есть)? Происходит то, что озвучила Долина - неумение самостоятельно, без поддержки техники, петь.По мнению многих любителей живой музыки, вряд ли можно сказать что-то хорошее о функции автонастройки программы, которая автоматически выравнивает любое непопадание в ноты. Более того, многие даже называют эту программу злом.Итак, музыка находится в опасности? Не совсем. По крайней мере, пока. Но, глядя на количество современных исполнителей не только из России и Америки, которые вообще не используют живое пение, можно предположить, что огромный кризис в живой музыке не за горами. Кто-то даже скажет, что он уже наступил. К примеру, некоторые из современных артистов (особенно те, которые пришли на сцену из Tik Tok) признают, что абсолютно не умеют петь без Auto Tune. Более того, эти «некоторые» утверждают, что они уже и так всего достигли и все умеют и являются звездами за счет своей интернет-аудитории. А зачем же тогда чему-то учиться? Стоит заметить, что ситуация с Auto-Tune прежде всего касается поп-сцены, потому как рок-музыка и независимая сцена этот инструмент часто не используют. Список поп-исполнителей, использующих эту технологию, обширен и легко встраивается в большую часть поп-культуры, на которую ориентируются, в основном, подростки. Не потому ли рок-музыка испытывает ощутимый упадок в популярности? Возможно. Безусловно, отсутствие хороших песен так же определяется злоупотреблением методом Auto-Tune. Печально, когда такие исполнители гордо показывают на своих каналах, как за 5 минут они создают свои «шедевры». Звучание подобных «произведений» может запросто вызвать головную боль: представьте себе лавину назойливо откорректированной, безжизненной тональности, в которой звучат очередные «новые сенсации» поп-индустрии.Конечно, у каждого может быть так называемая тайная слабость: кому-то из нас может нравиться какая-нибудь песня, звучание которой всецело выстроено в программе Auto-Tune. Однако, когда все эти песни звучат одинаково, потому что технология коррекции тона сделала их одинаковыми, то вряд ли можно отделаться от зуда в ушах. Неоригинальность и однообразие современной поп-музыки уже достаточно расстраивают сами по себе, ведь каждый год множество наших радиостанций крутят сотни разных версий одной и той же песни. Это происходит, во многом, благодаря Auto-Tune и её способности «исправлять» пение до правильной тональности, превращая «идеальный» набор нот в сформулированную из них песню.Давайте зададимся вопросом, а как мы вообще дошли до обсуждения такой, казалось бы, впечатляющей технологии? Странно говорить о том, что Auto- Tune является сравнительно новым явлением, ведь он был изобретен в 1997 году. Просто какое-то время эта технология была коммерческой тайной в музыкальной индустрии и оставалась неизвестной широкой публике.Важно отметить и то, что программа принесла большую пользу и некоторым продюсерам, которые до момента, когда стали ее использовать, кропотливо трудились, вкладывая много времени для того, чтобы добиться наилучших вокальных результатов. До появления Auto-Tune требовались огромные творческие усилия для создания композиции с достойным уровнем пения вживую на студии.Неудивительно, что продюсеры и звукорежиссеры ухватились за возможность отказаться от ручного редактирования материала и переключиться на цифровой процессор, который избавляет от рутинных задач и многих часов кропотливого труда.Первым артистом, который еще в 1998 году открыто стал популяризировать технологию Auto-Tune в коммерческой записи, была американская певица Шер (Cher). Тогда она выпустила свой ставший чрезвычайно популярным сингл «Believe». С тех пор Шер приписывают внедрение звучания технологии Auto-Tune в сознание людей. Справедливо будет заметить, что, тем не менее, Шер Саркисян умеет петь вживую, чем она успешно занимается еще с 1963 года. Так что же отличает злоупотребление Auto-Tune от творческого подхода в его использовании?Эта технология и удачное ее использование Шер открыли пути для других певцов и артистов в этом направлении в первое десятилетие XXI века. Они стали внедрять Auto-Tune в свою музыку не скрывая, что используют эту программу. Вовсю использование процессора распространилось в десятые года XXI века. К сожалению, многие просто подражали исходной идее, вместо того чтобы искать собственный подход и новое звучание.Популяризация технологии Auto-Tune отвратила сотни меломанов от современной поп-музыки, танцевальной музыки и, частично, хип-хопа, в то время как в остальных жанрах все еще сохраняется верность честному подходу живой музыки.Существуют и яркие примеры творческого подхода к Auto-Tune, когда такие таланливые артисты как Grimes (канадская певица, музыкант, автор песен, продюсер и художница), Bon Iver (американский инди-фолк коллектив) и Frank Ocean (американский независимый музыкант и фотограф) используют процессор лишь как один из инструментов аранжировки или же как отдельный музыкальный инструмент, обрамляя им иногда свои, от природы сильные, или вокальные данные и композиторские таланты.Что же касается некоторых российских артистов, то, возможно, те из них, кто используют только Auto-Tune, просто решили, что зарабатывать деньги с ним проще. Если многие американские, английские и австралийские исполнители чаще всего используют оригинальный творческий подход даже с Auto-Tune, то российские поп-исполнители из блог-среды на сегодняшний день выбирают наиболее простой вариант – не петь. Чего уж тут говорить про то, что происходит на концертах сегодняшних героев, на которых некоторые из них даже не трудятся открывать рот под плюс.Так разрушает ли Auto Tune музыкальную индустрию? В некотором смысле да, но важно понимать, что это всего лишь инструмент, который хорош настолько, насколько хорош и профессионален исполнитель, который его использует.

Неужели аудиопроцессор Auto-Tune разрушил музыкальную индустрию?
© Аргументы Недели