Летчик ранен, «мозг» посадит истребитель сам: МиГ-35 готов к бою
Многоцелевой истребитель поколения 4++ совсем скоро начнут выпускать серийно. Правда, серийность пока будет незначительной. Но у этой машины есть прекрасные перспективы на широкое использование в составе ВВС России, а также на успех на мировом рынке военной авиационной техники.
О ближайших перспективах этого самолета рассказал ТАСС глава дирекции программ МиГ-29М, МиГ-35 и легкого фронтового многофункционального самолета (ЛФМС) РСК «МиГ» Мушег Балоян.
«МиГ-35 находятся на этапе государственных совместных испытаний, уже получено предварительное заключение, позволяющее приступить к выпуску установочной партии самолетов. Летному составу нравится самолет, он прост в управлении и многое прощает. Есть вопросы, которые возникают в процессе эксплуатации самолетов, и мы совместно с нашим заказчиком – Министерством обороны - в оперативном порядке их решаем», - заявил Балоян.
У этого самолета непростая судьба. Он создавался, когда российскую самолетостроительную корпорацию «МиГ» буквально лихорадило. Были очень серьезные проблемы с финансированием работ, поскольку ОКБ Сухого, также создающее истребители, перетягивало на себя одеяло. И следствием безденежья стали серьезные кадровые проблемы. Они коснулись даже топ-менеджеров компании, которые долго не задерживались на своих постах.
В середине нулевых годов МиГ-35 внезапно выставили участником крупного индийского тендера на покупку 126 истребителей. Однако машина была абсолютно «сырая», наспех сделанная. Причем построенная с использованием нескольких явно устаревших систем. Это была чистая авантюра. Поскольку тогда МиГ-35 не был принят на вооружение в России и не выпускался серийно, то его участь на тендере была предрешена – кто же станет покупать кота в мешке?
Поэтому самолет даже не дошел до финальных ристалищ, его отбраковали первым. Комиссия, составила список претензий к нему из 14 пунктов. Все они не разглашались. Но кое-что просочилось в открытые источники. Главные претензии были к двигателю, не показавшему заявленных характеристик. И к РЛС «Жук» - ее антенна бала заявлена как активная фазированная, однако «МиГ» оснастил ее пассивной решеткой.
И шесть машин, построенных для нынешних испытаний – это уже совсем другие истребители. У них с «индийским гадким утенком» разве что только планёр общий. И вот теперь МиГ-35 опять заявлен на второй индийский тендер. Результаты первого смогли удовлетворить только французов, которые продали индийцам 36 «Рафалей» по совершенно грабительской цене.
Опять с германскими, французскими, шведскими и американскими истребителями в Индии будет бороться МиГ-35. Но это уже, да не убоимся пафоса, прекрасный лебедь.
На самолет установили новую модификацию двигателя РД-33МК с повышенными техническими и эксплуатационными характеристиками. Его тяга на форсаже возросла до 9400 кгс. В двигателе используются полностью цифровая система управления и плазменное зажигание. То есть теперь он удовлетворяет требованиям, предъявляемым к авиационным двигателям пятого поколения.
Помимо этого есть модификация двигателя, устанавливаемого опционально, с отклоняемым в двух плоскостях соплом. Не случайно МиГ-35 облюбовала пилотажная группа «Стрижи», и она намерена пересесть на эти самолеты – сверхманевренные и легко управляемые.
В авионике самолета используется целый ряд систем, также относящихся к пятому поколению. Например, РЛС «Жук-А» наконец-то обрела активную фазированную антенную решетку. Теперь МиГ-35 обнаруживает истребители противника на расстоянии до 200 километров. Разрешающая способность при картографировании местности – 1х1 метр.
У самолета прекрасная энерговооруженность. Боевая нагрузка в сравнении с МиГ-29 возросла на 2 тонны и достигла 6,5 тонн. В равной степени истребитель может наносить удары как по воздушным, так и по наземным целям, будучи оснащенным всем спектром современных ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». У него рекордная среди всех участников индийского тендера скороподъемность – 330 метров в секунду. Также следует сказать о боевом радиусе, равном 1000 км, и о перегоночной дальности без дозаправки в воздухе в 3100 км.
Следует отметить, что органы технического зрения у МиГ-35 разностороннее, чем у Су-35. На нем установлена не одна, а две оптико-локационные станции с тепловизионным и телевизионным каналами. С помощью одной осуществляется обзор в передней полусфере, она используется для воздушных боев. Вторая предназначена для обзора земной поверхности, что повышает возможности истребителя в борьбе с наземными целями.
Конструкторы РСК «МиГ» оптимальным образом решили проблему модернизации этого самолета. Его бортовое радиоэлектронное оборудование имеет открытую архитектуру и использует общую информационную шину. Это максимально упрощает подключение нового оборудования, не прибегая к его монтажу и отладке в заводских условиях. Все делается по такому же принципу, как и подключение к компьютеру нового внешнего устройства – подключается разъем, и операционная система опознает это устройство и встраивает его в общую структуру.
МиГ-35 второй отечественный истребитель после Су-57, в работе систем которого принимает активное участие искусственный интеллект. Начиная с каких-то «элементарных» действий – подсказок пилоту о приближении опасного режима при маневрировании или поражения в бою какой-либо системы. И до сложных. Например, ИИ способен определить по фрагменту воздушного или наземного/надводного объекта, что он собой представляет, то есть какой это самолет или корабль, кому он принадлежит. Радикальным образом ИИ вмешивается в работу всех систем в особо критических случаях. Например, в случае невозможности пилотом управлять самолетом из-за ранения он может привести машину с любого расстояния на аэродром и посадить.
В некритичных условиях ИИ может давать советы летчику насчет применения того или иного оружия или совершения маневров.
И тем не менее, несмотря на очевидные достоинства этого самолета, Минобороны относится к нему с определенным недоверием. В связи с чем была предварительно оговорена закупка лишь 24 этих машин. Да и то в период до 2028 года. Но, думается, что недоверие рассеется после окончания испытаний. А испытывают МиГ-35 с особым пристрастием.
Тем не менее серийное производство этих машин разворачивать придется. Потому что необходимо постепенно заменять эксплуатирующиеся в ВВС России 120 МиГ-29 различных модификаций. Помимо этого, в различных странах тоже есть МиГ-29, и их эксплуатанты могут пожелать обновить свои парки легких истребителей. И тут можно наскрести еще около полусотни потенциальных заказов. Ну, может быть, МиГ-35 еще выиграет и индийский тендер по закупке 110 самолетов.
Весь 2017 год проходили заводские летные испытания истребителя. Для государственных испытаний на авиазаводе в Луховицах построили 6 самолетов – 3 одноместных МиГ-35С и 3 двухместных учебно-боевых МиГ-35УБ. И уже почти два года эту крылатую шестерку испытывают в самых различных режимах полета. Именно их и предполагается передать пилотажной группе «Стрижи».