Дмитрий Сердюк поставил спектакль ко Дню Победы в Театре Наций

На сцене стоят восемь пустых стульев. За ними расположен экран, на котором транслируются кадры военной кинохроники. В углу – небольшой оркестр. Сегодня не будет военных песен в привычном звучании. Скрипка играет "минималистично". Атмосфера в зале тревожная, печальная. Вот на сцену выходят актёры. Садятся по местам, спиной к экрану. Это похоже на встречу старых друзей. Среди исполнителей как молодые актёры, так легендарные артисты: Наталья Тенякова, Авангард Леонтьев, Сати Спивакова, Мария Смольникова, Юрий Нифонтов, а также Дмитрий Симонов, Никита Кологривый и Дарья Наумова. Каждый из них рассказывает о судьбе своего героя: кто-то как свидетель, кто-то – от лица его самого. Здесь и трагичная история Муси Пинкензона, юного скрипача, расстрелянного фашистами, и ленинградских блокадников, спасавших книги, и обыкновенного солдата, у которого в тылу осталась семья. В основе всех монологов лежат реальные истории. "Всё это документально, - говорит режиссёр Дмитрий Сердюк, - все тексты реальны, кроме последнего монолога, прочитанного Натальей Максимовной Теняковой: "Письмо матери" из "Жизни и судьбы" Гроссмана… Что-то я нашёл в архиве, а что-то прочитал в журнале в библиотеке". Примечательна история балерины Ольги Лепешинской, которая во время войны танцевала для солдат на фронте. В роли Лепешинской предстала актриса Мария Смольникова. "Она все четыре года воевала так, как она могла, - говорит актриса о своей героине. – Она танцевала там, где нельзя было танцевать. Я восхищаюсь ею, её духом, её стойкостью. Она не могла сидеть в тылу и спокойно жить" . Особенность этой роли состоит в том, что Смольникова играет не абстрактного литературного персонажа, а реального человека, к тому же известного. "Это реальность и это чья-то судьба, и это добавляет трепета, - комментирует Мария. – Это не чисто герой, а человек реальный, получается симбиоз тебя и героя. Ты пропускаешь его через себя. Я читала о Лепешинской, очень много раз пересматривала интервью с ней, которое мы и взяли за основу и из которого, собственно, монолог был вылеплен" . Были среди актёров и те, кому вовсе не нужно было никого играть. Авангард Леонтьев, народный артист России, рассказал зрителям историю своей семьи. В 1943 году его старший брат Авангард погиб под Курском. Именно в честь погибшего и назвали будущего артиста, родившегося в 1947 году. "Когда я узнал, что в Театре Наций готовится такой проект ко Дню Победы, - делится Авангард Николаевич, - то решил рассказать о том, что слышал своими ушами и как отреагировал на гибель брата. Мне нравится, что наш режиссёр рассматривает войну прежде всего как трагедию. Любая война для её участников, для родственников участников – трагедия. Поэтому иногда шум литавр и бодрые марши диссонируют со смыслом Дня Победы". Сам Дмитрий Сердюк так говорит об идее спектакля: "Для меня самым важным было найти интонацию не пафосную… Я пытался настроить артистов, чтобы они отошли от шаблонного понимания войны. Самое важное для меня – это интонация тишины, когда из тишины рождается что-то настоящее… Когда разрушено всё, когда уже ничего не может появиться светлого, вдруг появляется в этом Бог, талант… Талант никогда не умирал, как бы страшно не было". Премьера спектакля должна была состояться ещё в прошлом году на 75-ю годовщину Великой Победы, однако из-за карантина была перенесена на 2021 год. В итоге подготовка спектакля заняла полтора года. За это время актёры лучше смогли понять своих персонажей. Особое внимание было уделено музыкальному и художественному оформлению спектакля. Для каждого монолога композиторами Михаилом Спасибо и Полиной Лундстрем были написаны музыкальные партии в стиле минимализма. На экране за спинами актёров транслируются кадры военной кинохроники, а также работы театра песочного искусства "Пески времени". Всё это стирает грань между событиями тех лет и современностью, напоминая нам о том, что значение человеческих судеб всегда будет вне времени.

Дмитрий Сердюк поставил спектакль ко Дню Победы в Театре Наций
© Ревизор.ru