Войти в почту

Вырезанные сцены с алкоголем, урезанный бюджет и скачки на лошадях без подготовки: как снимали «Балладу о доблестном рыцаре Айвенго»?

В 1983 году одним из лидеров советского кинопроката стала картина «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» – экранизация романа Вальтера Скотта, который знали, наверное, все подростки СССР. За восемь лет до этого с не меньшим успехом в кинотеатрах был показан другой фильм режиссера Сергея Тарасова по мотивам английских средневековых легенд – «Стрелы Робин Гуда». Две картины оказались связаны не только тематически – из одной в другую перекочевал благородный красавец Робин Гуд в исполнении Бориса Хмельницкого, а музыкальным сопровождением «Баллады» стали песни, написанные Владимиром Высоцким для «Стрел Робин Гуда», но запрещенные на тот момент цензурой. Казалось бы, где Ричард Львиное Сердце, Робин Гуд и Айвенго, а где Высоцкий – как-то его песни больше ассоциируются с послевоенной Москвой, наводненной различным криминальным элементом... Однако именно этот саундтрек добавил фильму глубины и сделал его бессмертным.

Вырезанные сцены с алкоголем, урезанный бюджет и скачки на лошадях без подготовки: как снимали «Балладу о доблестном рыцаре Айвенго»?
© Мир24

Смотрите х/ф «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» в воскресенье, 16 мая, в 7:25 на телеканале «Мир». Англия XII века, король Ричард Львиное Сердце в плену. Страной правит его брат, принц Джон. Народ не знает спасения от мук тирана, который занял престол. На родину в тайне ото всех возвращается оклеветанный Айвенго, оруженосец Ричарда. В результате козней подлого рыцаря-командора Ордена Тамплиеров Бриана де Буагильбера все считают Айвенго предателем. Легенда рыцарских турниров, непобедимый боец сделает все, чтобы доказать свою непричастность к преступлению против короля...

На главную роль – Айвенго – Тарасов решил пригласить 28-летнего латвийского актера Петериса Гаудиньша, леди Ровеной стала 25-летняя красавица Тамара Акулова, антагониста Айвенго Бриана де Буагильбера сыграл Борис Химичев, лорда Седрика Ротервудского – Леонид Кулагин. Робин Гудом стал, как мы уже писали, покоритель женских сердец Борис Хмельницкий. Актер театра на Таганке, Хмельницкий посоветовал режиссеру взять в картину его коллег по театру Александра Филиппенко и Юрия Смирнова, которые украсили ленту образами шута по имени Вамба и «не просыхающего» монаха Тука. Помимо Гаудиньша, еще несколько ролей достались прибалтийским актерам, так, Ричарда Львиное Сердце сыграл Ромуальд Анцанс, его брата принца Джонса – Альгимантас Масюлис, а Реджинальда Фрон д'Бефа – Витаутас Томкус. Незабываема Майя Булгакова в роли Ульрики.

Многие актеры перекочевали в «Балладу» из «Стрел Робин Гуда», если бы не несчастье, в фильме могло не быть Александра Филиппенко. Но актер Юрий Каморный, сыгравший в первом фильме шута вместо Высоцкого, которому сниматься не позволили, в 1981 году был убит при странных обстоятельствах.

Съемки проходили в живописном прикарпатском городе Черновцы и в не менее живописном Каменец-Подольском, а замок, который штурмуют в фильме, на самом деле – Хотинская крепость, расположенная в городе Хотин Черновицкой области Украины. Кстати, осада Ла-Рошели в трилогии «Д’Артаньян и три мушкетера» Георгия Юнгвальд-Хилькевича и «Тарас Бульба» Владимира Бортко снималась там же. Порой фильм упрекают в неправдоподобности военных сцен, однако дело было вовсе не в том, что Тарасов хотел снимать наивное кино для детей. Когда работа над картиной шла полным ходом, выяснилось, что бюджет «Баллады» урезали на сто тысяч рублей.

«Сын начальника Госкино тогдашнего закончил ВГИК и запустился с фильмом «Лунная радуга», – рассказывал Тарасов в одном из своих интервью. – И оказалось, что с нескольких картин сняли деньги, по сто тысяч, чтобы дать мальчику начальника снять кино, которое никто в принципе не видел. И поэтому у меня «Айвенго» – это была картина, которую вытащил я сам по себе, мой второй режиссер и оператор. Я просто сжал зубы – уже куда же отступать-то».

Первым делом сократили количество съемочных дней, группе пришлось работать быстро и на полную катушку. Денег на профессиональную массовку не было, и в рыцарей в сценах осады превратился взвод солдат. Одного из них сыграл сам режиссер, а его дочь стала дамой, лицезреющей рыцарский турнир. К счастью, летом 1982-го Брестский областной драматический театр в течение месяца гастролировал в Черновцах, и почти все актеры и их дети тоже снялись в эпизодах.

Исполнителям основных ролей пришлось несладко: актеры, которым предстояло сниматься в седле, остались даже без тренировок в манеже.

«На съемках «Айвенго» у нас даже занятий по верховой езде не было. Посадили на коня, и сразу в кадр! Ну что это такое? Нет, я старался, конечно. Вы извините, что не оправдываю ваших надежд, но вспомнить мне о тех съемках особо нечего», – говорил много лет спустя Гаудиньш, которому, помимо прочего, пришлось бегать в магазин за выпивкой для «Тука» и «Ричарда Львиное Сердце», которые возлагали эту обязанность на него, как на младшего товарища. Гаудиньш, которого прославила роль Айвенго, вообще был не в восторге от этой своей работы, а Акулова призналась, что не чувствовала партнерства со стороны сдержанного латыша и ей было сложно играть любовь.

На катастрофическом сокращении бюджета бедствия фильма не закончились. Когда «Баллада» была практически готова, в СССР развернулась борьба с пьянством. Сцен с Юрием Смирновым должно было быть гораздо больше, но пьянице Туку не повезло – он столкнулся с первой волной сухого закона в СССР. Из только отснятых лент срочно вырезали все, связанное с алкоголем. И словно на выручку фильму пришел с того света всенародно любимый в СССР Владимир Высоцкий...

При жизни поэта цензура запретила использовать в «Стрелах Робин Гуда» шесть баллад, специально написанных Высоцким, и вместо них в картине звучали музыка Раймонда Паулса и стихи другого автора. Однако после смерти Высоцкого в 1980 году отношение власти к нему изменилось, и Тарасову дали добро на то, чтобы использовать те самые песни в новом фильме. В нем звучат четыре баллады из шести: «Баллада о времени», «Баллада о вольных стрелках», «Баллада о любви» и «Баллада о борьбе». Не вошли «Баллада о ненависти» и «Баллада о коротком счастье», а из пронзительной «Баллады о любви» вырезали две последние строфы.

Для создания нужного настроения на съемочной площадке выставляли динамики, и раскатистый голос Высоцкого раздавался над лесом и холмами.

По мнению некоторых критиков, песни Высоцкого даже затмили действие на экране. Как писал Андрей Михайлович Шемякин в рецензии, вышедшей в журнале «Искусство кино», «патетика экранного действия трогает нас в гораздо меньшей степени, чем суровая образность песен Высоцкого», и по сравнению с балладами «эмоциональная полнота оскудевает, характеры бледнеют, интрига кажется не простой, а наивной».

Так или иначе, по итогам кинопроката в 1983 году фильм «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» занял девятое место, его посмотрели 28,4 млн человек.