Войти в почту

Кина не будет: Голливуд ставит ультиматум нашим кинотеатрам

Крупные российские киносети «Синема парк», «Формула кино», «Каро» и «Киномакс» стали убирать из расписания фильмы студий Universal и Warner Bros. после двух недель проката, поскольку их дистрибутор UPI выставил кинотеатрам новые условия разделения выручки. Как сообщают СМИ, обычно после двух уикендов доля дистрибьютора в кассовых сборах уменьшается с 50% до 40–45%, но теперь UPI выдвинуло требование, по которому и с третьей недели его доля сборов не будет уменьшаться.

Кина не будет: Голливуд ставит ультиматум нашим кинотеатрам
© Свободная пресса

В итоге российские кинотеатры сократили прокат таких фильмов, как «Мортал Комбат» и «Годзилла против Конга». Теперь на очереди «Форсаж 9», и вокруг этого фильма и развернется борьба нервов. «Форсажи» с Вином Дизелем являются одними из самых кассовых фильмов на российском рынке, поэтому вопрос в том, кто первый согласится отступить и пожертвовать прибылью.

Как поясняют эксперты кинорынка, конфликт возник из-за ситуации с пандемией и общим падением доходов индустрии. В условиях сокращения числа выпускаемых фильмов каждый американский блокбастер становится редким товаром на вес золота, поэтому киностудии и почувствовали, что могут диктовать кинотеатрам свои правила.

Эта ситуация в очередной раз заставила задуматься о том, может ли российский кинопрокат существовать без голливудского кино и могут ли кинотеатры на равных вести диалог с Голливудом, а в случае чего, например, объявить ему бойкот. Китай благодаря своему огромному рынку уже давно может ставить американским компаниям свои условия, ограничивать время проката или назначать по своему усмотрению даты премьер. У нас же далеко все далеко не так просто. В частности, из-за недостаточного развития отечественного кинорынка.

В том же Китае доля отечественных фильмов в прокате в 2019 году составляла более 60%, а в 2020 благодаря пандемии и переносу голливудских премьер превысила 80%. В мировой десятке кассовых сборах в прошлом году оказалось четыре китайских фильма.

У нас же в прошлом году доля российского кино едва ли не впервые поднялась до 50%, а в 2019 на российские фильмы было продано только 23% от общего числа билетов. Впрочем, в Китае действуют и квоты на прокат иностранных фильмов. В 2012 году был разрешен прокат не более 20 иностранных фильмов в год. Затем это количество было увеличено до 34, потом до 42 картин.

Известный режиссер, сценарист, продюсер, генеральный директор киноконцерна "Мосфильм" Карен Шахназаров считает, что для того, чтобы конкурировать в кинопрокате с Голливудом, отечественная киноиндустрия должна наращивать объемы производства. Но к этому процессу должен подключаться и бизнес, потому что бесконечно финансировать кино государство не в состоянии.

- В Российской Федерации производится порядка 100 картин в год. Но из трех-четырех картин в кинопрокат реально может выходить только одна, это обычная норма во всем мире, в том числе в США. Кинопрокат – это не интернет и не телевидение, поэтому выдержать его не так легко. Там свои требования, он требует рекламы, дополнительных вложений. Картина должна работать. И бывают хорошие фильмы, которым это не удается.

Значит, если мы делаем 100 картин, из них от силы 25-30 могут выходить и работать в театральном кинопрокате. Такое количество не может закрыть год для кинотеатров, его физически недостаточно. Для того чтобы конкурировать с американским кино, нужно выпускать больше фильмов. Например, такая страна, как Франция с 60 миллионами населения, производит 400 фильмов в год. Швеция с 9 миллионами производит 50-60 фильмов в год, то есть половина нашего 150-миллионного рынка.

Кинотеатры же должны показывать по 5-6 фильмов в неделю, 30 картин в месяц. Получается, всего нашего репертуара хватит для того, чтобы закрыть только месяц проката. Нельзя ведь крутить один и тот же фильм весь год.

Поэтому можно однозначно сказать, что без импортного кино наш прокат не выживет. Другой вопрос, что у нас есть перекос именно в сторону американского кино. А ведь есть довольно много сильных кинематографов, которые могут предложить свои картины.

«СП»: - Что нужно делать для того, чтобы нарастить объем кинопроизводства?

- Я считаю, что для этого у нас в гораздо большей степени должны применяться рыночные механизмы. Государство не может бесконечно финансировать расширение кинопромышленности. Ее обязательно нужно расширять, но над этим все-таки должен работать рынок. Нужно привлекать частных инвесторов, а для этого наше кино должно стать более рыночным. По-другому вопрос наращивания количества отечественных фильмов не решишь.

Сейчас киноиндустрия меняется. Существенную роль в прокате фильмов стал играть интернет. Например, если мы продаем картину за рубеж, то первым уже идет не кинотеатральный прокат, а права на интернет-показ. Они всем нужны. Но это не значит, что кинопрокат совсем отмирает. Он остается важной частью индустрии. Ему нанесла сильный удар пандемия, но он сохраняет большое значение.

Директор Центра исследований культурной среды философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, бывший первый заместитель председателя Союза кинематографистов России Олег Иванов рассказал «СП», что в последние годы киноиндустрия претерпевает кардинальные изменения, поэтому о развитии российского кино и, тем более, конкуренции с западным, нужно говорить уже с учетом новых реалий.

- С одной стороны, голливудские блокбастеры составляют основу кассовых сборов наших кинотеатров. Российское кино способно подниматься до 40-50% только в отсутствие этих блокбастеров. С другой стороны, я не уверен, что нашим кинотеатрам стоит откликаться на требования западных студий. Правила распределения сборов от проката для российского рынка были довольно жесткими и их не пересматривали много лет. Если пойти на поводу голливудских студий, это может открыть ящик Пандоры. Понятно, что они много теряют во время пандемии, но точно так же теряют и все остальные, включая кинотеатры и самих зрителей.

«СП»: - Насколько российский рынок важен для американских прокатчиков? Они готовы будут пойти на уступки, или им проще потерять часть дохода?

- В какой-то момент, когда курс доллара был не слишком высоким, наш рынок составлял более миллиарда долларов. Это большие деньги даже для «мейджоров», которые в тот период и появились на российском рынке, так как постоянно следят за возможностью заработать. Не нужно сравнивать нас с Китаем, у нас совершенно разные условия. Но, думаю, российский рынок продолжает оставаться серьезным для этих компаний.

«СП»: - Что нужно делать, чтобы российские фильмы были более конкурентоспособны в нашем прокате?

- Мне кажется, это уже устаревший вопрос. Киноиндустрия меняется, а с ней меняются и требования к фильмам. И когда мы говорим о конкуренции и о поддержке кинематографа, мы должны понимать, какие цели мы перед собой ставим. Почему мы говорим только о кинопрокате?

Кинотеатры постепенно превращаются в видеосалоны 90-х годов. Этот рынок разрушается в связи с появлением стриминговых сервисов и других платформ. Чтобы выжить, кинотеатры должны или превращаться в серьезный аттракцион, или становиться клубными организациями, в которые можно прийти с друзьями, посмотреть и обсудить кино. Стандартный формат похода в кинотеатр теряет свою ценность. Это реально должно быть большим событием, например, просмотром дорогого фильма со множеством спецэффектов и эмоций. На дешевые фильмы ходить в кинотеатр нет смысла.

Нужно понимать, что полный метр потребляет очень мало зрительского времени. В хороший год в России продается 200 миллионов билетов в год. Это, в лучшем случае, два билета в год на человека. А сколько человек смотрит сериалов или какого-то контента в интернете? Намного чаще, по крайней мере, раз в два-три дня. Поэтому кинопрокат – это отдельная сфера, которая живет по консервативным правилам и по консервативным же правилам умрет.

Я тоже люблю полный метр, но нужно признать, что сегодня и сериалы часто не хуже качеством, и затраты на их производство ничуть не меньше, зато времени зритель на них тратит намного больше. У нас развиваются онлайн-кинотеатры, которые, кстати, не раскрывают свою статистику, поэтому мы не знаем, что является наиболее востребованным. Так что если мы говорим о развитии отечественного кинематографа, мы должны, прежде всего, учитывать все эти меняющиеся реалии. То, что было актуально лет 10-15 назад, сейчас уже перестало быть таковым.