Войти в почту

Режиссер Александр Миндадзе: В основе моих историй – жизнь и я сам

Гостем программы «Культ личности» на телеканале «МИР» стал известный российский режиссер и сценарист Александр Миндадзе. С ним пообщалась ведущая телеканала Камила Тилова.

В прокат вышел ваш новый фильм под названием «Паркет». Это история трех танцоров, которые давно не виделись и встретились, чтобы зажечь, как говорится. Паркет заявлен как абсурдистская драма. В чем драма, в чем абсурд?

Миндадзе: Ну, думаю, что она не абсурдистская и не вполне мелодрама. Это фильм, имеющий признаки мелодрамы, то есть замысел, одетый в одежду мелодрамы. По сюжету это история троих людей, о вспышке жизни, о желании вернуть прошлое, о желании доказать, что ты еще можешь жить, как прежде. Вот об этом прежде всего, ну и о взаимоотношениях, конечно.

Стоит отметить, что здесь главный герой участвует, его бывшая жена и любовница – вот такое трио.

Миндадзе: Да, совершенно верно, эти взаимоотношения именно так и развиваются, как вы и обозначили эти векторы. Жена, любовница, прошедшая жизнь, он сам и так далее.

Вы не только режиссер этого фильма, но и сценарист. Откуда началась эта история, как она появилась у вас?

Миндадзе: Эти истории, в общем-то, мне всегда приходится долго искать. И всегда начинаешь с нуля, думаешь о том, что ты можешь сказать, как экранизировать свое мироощущение на данном этапе жизни и в какой сюжет, в какой повод их воплотить. Это каждый раз происходит по-разному: иногда это чей-то рассказ, иногда это то, что я где-то прочел. Раньше эти замыслы возникали неожиданно и когда я чувствовал, что мне это интересно, когда я, что называется, отзывался на это, пробегала, появлялась какая-то искра, тогда я и приступал к этому.

То есть нельзя сказать, что здесь есть какой-то первоисточник?

Миндадзе: Да, первоисточник – это жизнь и я сам. В этом нет ничего нескромного, ты понимаешь, что ты должен делать это, что называется, с душой и с головой, то есть ты сам.

Большая часть съемок проходила в Румынии. Насколько я знаю, там снималась сцена в отеле. А в России не нашлось подходящего отеля. Или здесь дороже? Или договориться сложнее? Как вы оказались в Румынии?

Миндадзе: Я оказался в Румынии, потому что в России реально сложно найти современный отель с танцполом и отель пустой. Потому что ты не можешь снимать, если он переполнен отдыхающими или просто гостями и так далее.Поэтому мы довольно долго искали и просили, и в Прибалтике, и в Польше. И, наконец, в Румынии в Костанце мы нашли именно такой отель, который в межсезонье, где-то в феврале –марте был действительно пустой. Мы там получили возможность достраивать, то есть строительство внутри отеля, то есть декорирование, которое нам надо, и как мы себе это представляли, воображали. Мы пытались сделать именно так, и это стало возможным.

Почему отельеры на это идут? Им это интересно или это все-таки бизнес для них? Почему отель пошел на такие уступки?

Миндадзе: Ну, конечно, бизнес. Волшебства не бывает и не может быть. И никаких упреков быть не может, потому что отель пустой, а тут он вроде как и не пустой.- живут кинематографисты, группы еще. Конечно, это вопрос денег. Разумеется, это довольно дорого.

Хочу поговорить с вами про выбор актеров. Поскольку фильм про танцоров, какая задача стояла изначально – найти танцующих актеров? Или что-то другое, но научить актеров танцевать?

Миндадзе: Задача ничем не отличалась от задач каких-то других фильмов. Мы хотели, чтобы это были очень хорошие артисты, тонкие, которые могли бы передавать свои ощущения и соответствовать замыслу. Но если при этом они еще танцевали, это было бы совсем здорово, как сейчас говорят, был бы бонус ко всему. Но бонус был еще в том, что одна из актрис, оскароносная польская актриса Агата Кулеша, она к тому же является победительнице польского конкурса танца, аналога нашего «Танцы со звездами». Другие актеры, да, учились у репетитора. Съемки кончались, а у них были еще репетиции специально с балетмейстером. Так что да, это был трудный процесс, сроки были сжаты. Не до безобразия, когда ты должен снимать невероятное количество минут в смену, но тоже очень напряженно, конечно.

Ваш фильм участвовал во внеконкурсной программе Московского кинофестиваля. Как фестиваль влияет на фильм?

Миндадзе: Влияет очень существенно, потому что в наше разрозненное время, усугубленное понятными вещами типа этой проклятой эпидемией, но это возможность, что картину посмотрят журналисты, критика, люди, которые относятся к кино как к делу жизни. Это возможность как-то эту картину представить, безусловно.

Вы не тот режиссер, который каждый год выпускает по фильму, вам нужно время. Это в первую очередь на размышление или финансовый вопрос?

Миндадзе: На размышление. Финансовый вопрос тоже, но сначала размышления. Потому что куда же без размышлений. Я не могу снимать то, что мне не хочется. К сожалению. Потому что это ремесленная работа, она может быть очень качественно исполнена, но я так не могу. Я могу снимать только свое. Поэтому я, собственно, и перешел на эту стезю режиссерскую, потому что я смог доводить свои идеи до конца. то есть пластически как-то выражать. Но прежде всего, конечно, идеи. Я вам скажу, что идеи – это самое сложное, как ни странно. И самое сложное в этом во всем парадоксальным образом тогда, когда все зависит только от тебя. Но ты должен соответствовать своим замыслам, у тебя должен быть потолок не 2,70. Для того чтобы угодить самому себе и самого себя реализовать, нужны собственные идеи, и это самое сложное. При всем ужасе компромисса съемок, поиска денег, это все позже. Это все тяжело, но самое сложное – то, что зависит от тебя, парадокс.

«Паркет» от идеи до реализации сколько времени занял?

Миндадзе: От идеи до окончательно реализации прошло года два.