Рыжий, честный, влюбленный: Тиму Роту 60
Ольга Леонова
Его самой известной ролью для многих и многих стала роль психолога Кэла Лайтмана, который помогает в расследованиях полиции, интерпретируя мимику лица человека и язык тела. Никогда не посещавший актерскую школу Тим Рот сыграл ее в ритме вальса, потому что, по его словам, профессиональные актеры – это профессиональные лжецы, верящие в собственную ложь.
"Последнее танго" Бертолуччи>>
Тим Рот родился 14 мая 1961 года в семье журналиста и учительницы. Хорошая интеллигентная семья. Отец Тима был убежденным коммунистом, и в знак солидарности с погибшими во Второй мировой войне евреями сменил фамилию – самую распространенную английскую Смит на еврейскую – Рот (с идиша "красный"). Актер вспоминал, что многое в своей знаменитой роли Ван Гога в фильме "Винсент и Тео" он взял от отца – жесты, привычки, манеру говорить. Этот же художник был самым любимым у его отца.
Тим Рот в роли Ван Гога в фильме Роберта Олтмена
"Мама с папой все время заставляли меня рисовать и таскали по музеям в надежде пробудить интерес к живописи, — вспоминает Тим. — Я бывал в лондонской галерее Тейт чаще, чем другие дети в универмагах. Это был сущий кошмар, я уставал, болели глаза и ноги, но что-то прекрасное в меня все-таки впиталось".
Когда пришло время учиться, рыжий Рот показал своим родителям все, на что способен самый несносный мальчишка – Тим сменил несколько школ, одна из которой оказалась настоящей школой жизни – она располагалась в неблагополучном районе Лондона. По дороге из школы домой Тим мог наблюдать типажи, которые потом ему очень пригодятся в съемках у Тарантино.
А дома Рот смотрел кино. Это были фильмы с участием Грегори Пека, Алека Гиннесса, Рональда Колмана. "Я вырос на их фильмах. Я жил мыслью о том, что в воскресенье после обеда я, задрав ноги, буду смотреть ленты, которые люблю. Сейчас я все реже провожу так время, потому что кино теряет элегантность и нежность".
Частая смена школ вылилась в то, что в каждой последующей отношения с одноклассниками у нашего англичанина были все хуже и хуже. И поэтому Тим вдохновенно прогуливал. Проблемы увидел преподаватель по актерскому мастерству и взял мальчишку под свою опеку. Так Тим впервые оказался на театральной сцене – в роли первого в его актерском портфолио "плохого парня" – графа Дракулы. Каждый раз подмостки давались ему нереальным душевным трудом – Тим очень, очень боялся зрителей в полутемном зале, до дрожи, до обмороков.
Джон Макклейн и Мальком Кроу: такой разный Брюс Уиллис>>
Актерская карьера не спасла нерадивого ученика. Его все же выгнали из колледжа за прогулы. Он подрабатывал рекламным агентом, но в театре играть остался. Однажды он ехал по улице на велосипеде и у него пробило колесо. Рот пошел искать помощи в ближайшее присутственное место.
"В свободное время я репетировал спектакль "Отелло", для которого меня попросили обрить голову. И вот вхожу я в зал, где сидят какие-то люди, лысый и страшный, спрашиваю, нет ли у кого велосипедного насоса. Мне сказали: насоса нет, но не хочешь ли ты сняться в кино?"
Кадр из фильма "Сделано в Британии" режиссера Алана Кларка
И снялся – сыграл скинхеда-расиста в фильме "Сделано в Британии". Играть было не сложно – такие парни не только неоднократно пытались сломать ему нос в уличных драках, они сидели с ним за одной партой.
Потом были еще несколько британских телефильмов, в которых игру Рота отметили. Был нереальный Питер Гринуэй, Стоппард, Олтмен…
И здесь Роту уже не было страшно, а играть как жить ему помогала техническая новинка – стедикам – "плавные кадры, которые дают тебе полную свободу как актеру". Опять же, девушки с киноактерами знакомились куда охотнее, чем с рекламными агентами…
Тим Рот и Гари Олдман в фильме "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" Тома Стоппарда
Благодаря кино у Рота появились не только подружки, но и друзья. Его партнер по ленте "Розенкранц и Гильдерстерн" Гарри Олдман станет Тиму другом и примером – Рот вслед за Олдманом переедет в Голливуд: за славой и работой, которой в Англии для него не было.
"Мне обязательно нужно знать, что у меня впереди запланирован как минимум еще один проект. Иначе я слетаю с катушек и начинаю отравлять жизнь всем вокруг. Это обычная английская штука — страх безработицы. А еще я ненавижу английскую сырость".
"В первую очередь я - боец": Стивену Сигалу 69>>
А затем был американский Тарантино. О да, они произвели друг на друга такое неизгладимое впечатление, что Рот снялся у классика в пяти лентах – одна другой краше и кровавее.
Тим Рот в роли портье в фильме Квентина Тарантино "Четыре комнаты"
"Работать с Тарантино было довольно трудно. Его постоянно распирало от энергии, он носился по съемочной площадке как взбесившаяся шаровая молния. И он терпеть не мог, когда с ним начинали спорить. Иногда дело буквально доходило до драки. Съемки у него - лучшие месяцы в моей профессиональной жизни. Он за годы вообще не изменился. У него просто возможности расширились. Боже, какое же это веселье!"
Прелюбопытный факт – сыгравший плохих парней десятками, Тим Рот имеет патологический страх перед огнестрельным оружием, который приобрел в Америке: однажды он в своем автомобиле угодил под перекрестный огонь двух банд.
Керри сквозь слезы: грустная изнанка жизни великого комика>>
Как у любого актера, у Рота есть свои профессиональные обиды и мечты. Он всегда хотел сыграть в романтических комедиях, но амплуа злодеев, циников и подлецов превалируют в его биографии.
"Я знаю таких людей, особенно в школе на них насмотрелся. Вообще, изобразить подобного человека просто, в нем нет ничего, кроме ненависти. В политике их полно, правда, в последнее время они научились помалкивать".
Тим Рот очень логично и много говорит о роли актера и режиссера, об их взаимодействии. В его картине мира эти две профессии четко разложены по полочкам: фильм – детище режиссера, актер – только инструмент в руках мастера. Если актер хочет самовыразиться – его место в театре, а не в кино.
Кадр из фильма Квентина Тарантино "Омерзительная восьмерка"
И именно поэтому Рот захотел стать по другую сторону камеры. Его ленту "В зоне военных действий", снятую в 1999 году, активно хвалили критики.
"Как режиссер, я сам выбирал обои, цвета, линзы, макияж. Я мог вмешаться в любой процесс. Это было восхитительно. Называйте это мегаломанией, но теперь, черт возьми, моя очередь!".
Такой яркий и темпераментный Рот четко разграничивает работу и личную жизнь. "Я никогда не любил приносить работу домой", - говорит он. Вот уже много лет он счастливо женат вторым браком на дизайнере Никки Батлер. Ради семьи Никки забросила профессию и посвящает всю жизнь мужу, переезжая с Тимом, если потребуется, куда угодно.
У Тима и Никки двое сыновей-погодок: Тимоти Хантер и Майкл Кормак. Они названы в честь любимых писателей Тима и Никки: Хантера Томпсона и Кормака Маккарти. Есть и старший сын от первого брака рожденный в Англии, отношения с которым актер не прерывал.
Несмотря на статус звезды, Тим никогда не зарабатывал много: он всегда охотнее снимался за копейки в независимых проектах, чем за миллионы в блокбастерах.
Тим Рот в детективном сериале в духе "Обмани меня"
"Мои менеджеры все время орут на меня: "Ты не в своем уме? Какой дурак отказывается от гонораров с шестью нулями?"А я отказываюсь не от хорошего гонорара, а от плохого сценария. Актерство сродни политической кампании: мы вламываемся со своими идеями в гостиные миллионов людей. Лично я не хочу разносить по этим гостиным всякий мусор".
Но в этой идеальной картине мира все же есть место расчету – счета ведь нужно чем-то оплачивать. Поэтому Рот чередует фильмы "по любви" и фильмы ради денег: "Меня утешает мысль, что я делаю что-то полезное для семьи".
Тим Рот не любит репортеров с их дурацкими вопросами, не любит звездные вечеринки и фото на первых страницах глянцевых журналов. Он любит свою семью, бильярд и бокал-другой пива в каком-нибудь пабе. И считает себя счастливым человеком, которому очень повезло в жизни.
"Мне нравится мое одиночество": сэр людоед Энтони Хопкинс>>
5 лучших фильмов Тима Рота:
"Розенкранц и Гильденстерн мертвы" (1990)
"Бешеные псы" (1992)
"Криминальное чтиво" (1994)
"Четырe комнаты" (1995)
"Легенда о пианисте" (1998)
"Обмани меня"(2008-2011)