Поток вдохновения Маши Хардиковой

Любить родной город можно по-разному. Но есть единственно достоверная форма любви — забота. Удивительный талант ростовской художницы Марии Хардиковой каким-то непостижимым образом способен даже на руинах взрастить прекрасное. И чем непригляднее выглядит ветхий объект, тем больше у него шансов преобразиться в заботливых руках мастера.

Поток вдохновения Маши Хардиковой
© Rostof.ru

Прогуливаясь по улочкам старого Ростова, то и дело натыкаешься на унылые бетонные или побитые временем стены, вызывающие апатию и печаль. И вот приходит художник, настроенный на космическую гармонию, и волшебным движением кисти проявляет на стенах истинную суть мироздания — его красоту.

Фото из архива Александра Сушкова

Такова Маша Хардикова — во многом уникальный в своем творчестве человек. Она впервые и оригинальным образом обозначила на нескольких заброшенных стенах Ростова антично-ренессансные сюжеты, которые органично просачиваются в нашу современность вечной темой творчества и вдохновения.

Маша — хрупкая девушка с утонченной натурой, такая вот ростовская девочка-принцесса, подобно светлому персонажу Антуана де Сент-Экзюпери, заботливо ухаживающая за своей планетой. Кажется, у нее в сутках больше 24 часов. А терпения, сил и вдохновения столько, что стена в сотни квадратных метров становится для нее не больше обычного холста.

Да, город — это для Маши маленькая планета, которая требует постоянной заботы. Оживить старое и полуразрушенное временем — смысл ее творчества. Вначале была роспись на западной стене дома на улице Московской, 7. Затем художник вдохновилась созданием программной росписи «Поток» на подпорной стене между Мореходкой и «Парамонами». Будто бы неоткуда появились атланты на подпорных колоннах здания «Пять морей» над Городищенским родником у Ворошиловского моста; оригинальная роспись стены в арке РИНХа. И пока заключительным аккордом ее уникального творчества остаются «Странные музы» на трёхэтажной стене во дворе консерватории. И все это, заметим, помимо многочисленных уличных росписей, созданных Машей в разных городах России: от Санкт-Петербурга и Москвы до Мурманска и Крыма.

Фото из архива Александра Сушко 

Свой стиль уличной живописи Маша определяет как Rainessence (суть дождя, ренессанс, возрождение), которому присущ определенный сдержанный колорит и естественный объем, создаваемый неровной поверхностью объекта творчества. Работы художника — это больше, чем традиционный стрит-арт: монументальные откровения Маши не застывают, как экспозиция музея, а обладают внутренним движением, всепроникающим вечным потоком, который и есть жизнь. Она создает образы, которые гармонично связывают прошлое с настоящим и устремлены в будущее. Проявляясь, они не только радуют окружающих, но помогают, по словам самой Маши, лучше познать себя.

— Использование антично-ренессансных сюжетов в росписях Маши Хардиковой, на мой взгляд, неслучайно еще и потому, что Ростов — это, по сути, единственный в России античный мегаполис, состоящий из нескольких древних городищ, — утверждает координатор общественной группы «Поток», член Совета при комитете по сохранению объектов культурного наследия Ростовской области Александр Сушков. — Художник ничего не придумывает, а в меру своего таланта настраивается на энергетику места и «переводит» ее на доступный всем визуальный язык фресок.

Так, расписывая объекты Парамоновских складов, Маша использовала для разбавления красок местную родниковую воду. Она уверена, что именно это добавило особый колорит здешним фрескам и придало им необычайную силу воздействия.

Фото из архива Александра Сушкова

По прошествии времени как будто «ожила» расписанная художницей стена во дворе консерватории — в созданные на ней образы «Странных муз» гармонично вписались расположенные вблизи растения.

В 2019 году впервые в истории городских молодежных социальных проектов «Художественные росписи во дворе Консерватории» Марии Хардиковой удостоены диплома конкурса в номинации «Вовлечение молодежи в социальную практику».

Фото из архива Александра Сушкова

Сегодня художник работает над большим проектом — созданием «Тропы Героя», которая будет включать в себя 12 островков фресок в двориках на улице Шаумяна, в переулках Островского, Халтуринском и других улочках исторического центра Ростова и в будущем, возможно, станет туристической тропой донской столицы.

Фото из архива Александра Сушкова

Сюжет мастеру подсказала теория о 12 архетипах персонажей для создания образов героев, которых мы любим, ненавидим, у которых учимся и которых никогда не забываем, даже когда они пропадают из виду. В числе таких архетипов — Дитя (Ребенок), Воин, Творец, Маг, Правитель и другие… Мифические образы Маша обогатила собственными жизненными историями и мироощущением.

Глубинный смысл «Тропы Героя» — это героизм времени, когда в обыденности человек способен проявить свои лучшие качества и творческие способности, совершать маленькие подвиги.

Для Маши Хардиковой героизм в том, чтобы сделать родной город лучше и краше.