Войти в почту

Правда и вымысел в фильме «Девятаев»

Фильм «Девятаев» - такая же роскошная конфета. Слепленная, как подарок ко Дню Победы миллионам людей, которые выходят с портретами дедов и прадедов в маршах «Бессмертного полка». Сделанная на деньги именно этих людей и от имени государства Российского.

Правда и вымысел в фильме «Девятаев»
© Экспресс газета

Перед режиссерами Тимуром Бекмамбетовым и Сергеем Трофимовым стояла неразрешимая задача в связи с их внутренним убеждением: как показать героизм в Великой Отечественной войне. Ведь они уверены, как и многие их единомышленники, что это НАРОД выиграл войну. А не «людоедский сталинский режим». И героизм был ВОПРЕКИ существующему строю.

Мне не хочется разрушать иллюзии режиссера, но придется. Фильм хорош. Но режиссер здесь ни при чем. Даже в титрах не надо бы упоминать. Потому что игра актера Прилучного в роли Михаила Девятаева только его заслуга, Прилучного.

Прекрасно выписанные роли беглецов-лагерников - целиком талант сценаристов. А исторически восстановленные костюмы фашистов - умения и знания костюмеров и историков одежды. И еще заслуга осветителей и компьютерных гениев. Которые просто так вместе собрались за чашкой чая. Никакой команды не было. Просто творческий порыв.

Да, Сталина в картине заклеймили. Но войну-то выиграл он, Верховный главнокомандующий. И это помимо несомненного героизма народа. А то получается, как в фильме, - сугубо по немецкому орднунгу.

Когда Девятаев спасает немецкий самолет, обезвреживая неразорвавшуюся бомбу, он получает офицерский продуктовый паек и благодарность. А через день на плацу его же чуть не до смерти забивают за драку в бараке. Былые заслуги побоку. Орднунг.

Но ядовитая подоплека фильма даже не в этом. Фильм - о прощении предательства. Очередная щелочка в окне Овертона. После Коли с Уренгоя еще один рассказ о несчастных парнях-фашистах, полегших на русских полях. По воле пославшего их сюда фюрера.

Прочувствованные слова Девятаева уже за кадром, в конце фильма: «Ошибки надо прощать, а подвиги помнить». Ошибки, по версии сценаристов, - мелкие шалости друга Девятаева - летчика Ларина. Попав в плен, он тут же перешел на сторону врага. Ага, за баварское. А как же еще.

Для чего понадобилось вводить этот персонаж? В реальной истории Девятаева его не было. Но творческой команде надо было выразить свое отношение к бесчеловечному советскому режиму. Ну и чтобы красивше было. Вот идет перебежчик Ларин в летной курточке с иголочки, в сапогах замшевых с молниями, орлы люфтваффе серебром блистают. Образ выписан с любовью и пониманием. Так, чтобы вызвать у неискушенного зрителя горячую приязнь. Невиноватый он. Режим виноват совдеповский. И так ласково он говорит Девятаеву - измученному, истощенному, дескать, мы-то с тобой мертвецы. Потому как под приказ 270 подпадаем. Плен нам не простят. Будущего нет. Лучше по максимуму в сытом настоящем.

И тут же пускается во все тяжкие - пулю пускает в лоб беглецу из лагеря, разыскивает Девятаева, которого нужно опознать и выдать. Да и потом, в погоне, в безумной злобе пытается протаранить самолет Михаила.

Но герой-летчик не хочет верить в предательство друга. И даже гневно ему кричит: «Ты не Родину предал, ты меня предал!»

Сценаристы так и давят во всех диалогах, дескать, это и не предательство вовсе. А по ошибке. Все из-за того приказа - 270-го.

Святые люди эти сценаристы. А может, просто с классикой не знакомы. Например, гоголевского «Тараса Бульбу» не осилили, где Тарас уж точно ошибку от предательства отличил. Да еще у родного сына.

- Что, сынку, помогли тебе твои ляхи? Так продать? Продать веру? Продать своих? Стой же, слезай с коня! Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! - сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.

В скором времени нам предложат уравнять в правах всех «ошибшихся». Простить и понять. И в «Бессмертном полку» нести их портреты на общих основаниях.

Плевок в душу

Что еще режет глаз и душу? И что опять же выстрадано командой сценаристов? Фраза в начале: дескать, Девятаев после войны еле работу нашел, трудится на занюханном пароходишке. И опять людоедский режим виною. Ему - жизни и подвиги, а он через губу, наплевательски.

Вот только не стоит забывать, что героев было миллионы. А страна стояла в руинах. И ее восстанавливать надо было. Не было закромов и рукава не было, из которого рекой лились бы награды и должности.

Девятаеву в 1950-е поручили испытание одних из первых советских судов на подводных крыльях. Затем он стал первым капитаном теплохода типа «Метеор», издавал книги, вел активную общественную жизнь. И ему, и его соратникам-беглецам еще при жизни поставили три памятника.

В финале фильма, как заплесневелая вишенка на прогорклом торте, фраза в титрах: это благодаря немецким ракетам «Фау-1» и «Фау-2», сведения о которых хранились на угнанном самолете, мы запустили первый в мире космический спутник. Понимаете? А Королев сам ну ничего бы не смог. И Гагарин в космосе благодаря ракетам вермахта. Да и все вообще благодаря Западу, где сосредоточено самое «лучшее, прогрессивное».

Так что не могу сказать, что фильм - очередной плохо пропеченный блин. Нет, он вкусный и румяный. Но кто-то опять смачно в него плюнул. Прямо в середину.

Справка Михаил Девятаев родился 8 июля 1917 года. Был 13-м ребенком в крестьянской семье. Свой первый фашистский самолет сбил на второй день войны. В сентябре 1941 года получил тяжелое ранение. По официальной статистике, всего сбил девять вражеских машин, сам он говорил, что 18. 13 июля 1944 года возле Львова истребитель Девятаева попал под огонь зениток и загорелся. Летчик выпрыгнул с парашютом, ударился о борт и в бессознательном состоянии попал в плен. Из концлагеря на территории Польши пытался бежать через подкоп, но неудачно. Избежал смерти в Заксенхаузене, так как доктор-антифа­шист подменил его документы. Был переведен в концлагерь Пенемюнде на острове Узедом в Балтийском море, где немцы испытывали ракеты «Фау-1» и «Фау-2». 8 февраля 1945 года Девятаев в составе группы советских военнопленных из десяти человек совершил побег на угнанном бомбардировщике Heinkel He 111. В этот момент он весил всего 36 кг. На самолете находилось специальное секретное оборудование. Девятаев передал командованию координаты полигона Пенемюнде, по которому был нанесен мощный удар. 15 августа 1957 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Умер Михаил Девятаев 24 ноября 2002 года. Кстати

С ноября 1943 года британская авиация бомбила полигон в Пенемюнде, поэтому гитлеровцы спрятали производство в гору Конштайн в Австрии. Там работали узники концлагеря Дора-Миттельбау.

Бекмамбетов сам себя испугал

В интервью «Комсомольской правде» режиссер Тимур Бекмамбетов заявил: «…Ракеты «Фау-2», гитлеровское «оружие возмездия», способное через космос стремительно долететь до Лондона или Москвы. Если бы немцы запустили это оружие в производство, война бы закончилась по-другому». Так ли это?

До столицы СССР ни «Фау-1», ни тем более «Фау-2» долететь не могли - их дальность 400 км и 320 км. Они оказались крайне малоэффективными: отклонение от цели до 10 км, а надежность недотягивала и до 50 процентов. Однако это оружие было запущено в производство. Так, по Лондону выпустили 3225 «Фау-2», погибли 2700 человек, а «Фау-1» - 9500 штук. Поэтому вопреки мнению Бекмамбетова война ни в коем случае не «закончилась бы по-другому».