Зеркало для героя
В далеком уже 1987 году на экраны вышел фильм Владимира Хотиненко «Зеркало для героя». Фильм был снят по мотивам одноименной повести Станислава Рыбаса.
Причем здесь «Зеркало для героя»? А вот причем.
Если кто-то помнит, речь в нем шла об очень пронзительной ноте – связи поколений отцов и детей, разбросанных эпохой по разные стороны баррикад. Драма на фоне перестройки, предшествующей развалу СССР. В блистательном исполнении Сергея Калтакова и незабываемого Ивана Бортника.
Так вот все эти разорванные в клочья нити, связи, как хотите, писатель-историк, профессор Московского инженерно-физического института, драматург Станислав Рыбас предугадал еще тогда.
После Рыбас пристально вглядывался в исторически значимые фигуры прошлого: Столыпин, Василий Шульгин, Сталин, Громыко, Си Цзиньпин. Вглядывался, словно силясь понять, какая идея может связать всех этих с первого взгляда несоединимых вместе персонажей?
Ключ соединения несоединимого был найден в философии евразийства, идеи России и великой степи Льва Гумилева. Сосуществования «Великой Ясы Чингисхана» и «Соборного уложения».
Поэтому неслучайно следующим персонажем исторических изысканий Рыбаса стала фигура генерального директора Евразийского центра развития Таира Мансурова.
Таир Мансуров – связующее звено между незыблемой частью Великой степи, Казахстаном и Россией. И не только это обстоятельство, думаю, послужило причиной обращения писателя к фигуре Мансурова (речь идет о книге Станислава Рыбаса «Таир Мансуров», недавно изданной «Молодой гвардией» в серии ЖЗЛ. – Ред.).
В биографии Таира Аймухаметовича отразилась общая, одна на двоих, судьба и боль двух стран, связанных неразрывными узами.
В самом начале книги Рыбас, как и в своем замечательном фильме, обращается к фигуре отца Таира – Аймухамету.
Героический путь Аймухамета приходится на смоленское сражение Великой Отечественной, тяжелое ранение, третья группа инвалидности.
Дважды раненный под Москвой и Ленинградом, он вернется к жизни в Ярославском госпитале...
Точно также и в судьбе сына, Таира Амухаметовича, нашли свое отражения события, конфликты советского и поздне-советского времени, ГКЧП, операция КГБ, распад государства.
К вящей славе автора, Станислава Рыбаса, биография Мансурова вышла довольно живой и непосредственной, словно семейный альбом с фотографиями.
Я бывал в Казахстане, помню Алма-Аты, Чимбулак, помню и понимаю, что за утверждением Таира Мансурова о родственных связях России и Казахстана не только слова, но и дела.
К тому же Казахстан щедро вознаграждает друзей, Россию, своим вкладом в русскую литературу. Имена Олжаза Сулейменова, Бахыта Кенжеева, Абдижамила Нурпеисова – стали практически неотъемлемой частью современной русской литературы.
Да, сегодня Россия и Казахстан отдельные, самостийные государства, но у нас единое духовное пространство, прошлое, хочется надеяться, будущее и судьба.
Книга Станислава Рыбаса «Таир Мансуров» – яркое тому доказательство.
Игорь Михайлов.
Фото: Pixabay.com