Привет от Салтычихи. Психопатия русского кадра
По ТВ бесконечной чередой идут триллеры, детективы, криминальные драмы, в которых киллеры, насильники, головорезы творят свое черное дело. Кажется, кинематографисты уже не видят других целей, кроме шокирующих – напугать, ошеломить, потрясти, разбрызгать кровь по экрану. Неужели зрителям больше ничего не надо или творцы так ограничены, что уже который год не могут расширить рамки своей фантазии?
Мрачные тени выходят из кровавого мрака времен. «Мосгаз» - сериал про московского маньяка Ионесяна, который убивал в 60-х годах. «Хороший человек» - история ангарского злодея Попкова, зверствовавшего на рубеже двух столетий - XX и XXI. «Кровавая барыня» - повествование о садистке XVIII века Салтычихе.
Почему телевизионщики считают, что зрители – сплошь люди с какими-то психическими отклонениями, жаждущие без конца созерцать мучения, пытки и приходящие в восторг от появления очередного душегуба?
Нет, создатели сериалов так не думают. Они вообще не думают.
Телезрители, конечно, хотели бы видеть более качественное, милосердное, раздумчивое, да и просто человеческое и человечное кино. Но кто им такое даст? На ТВ «гонят чернуху» - не потому что она так востребована, а от того, что смастерить ее легче, привычнее. Киноподенщики торопливо черкают сценарии, быстро снимают картины, немедля их продают. Получают огромные деньги и тут же принимаются за новый сериал – часто небрежный, растянутый как резина, невразумительный. Но – с массой убийств и видом хладных трупов.
Искусством – впрочем, какое оно, к черту, искусство! – сегодня правит формат. Скажем, сценарий рассчитан на шесть серий, но продюсер диктует – нет, ребята, надо сделать двенадцать, дороже продадим. И начинается тягомотина: новые сцены, повторы, длинноты. Фильм уже давно пора завершать, а он все идет и идет, потеряв темп, утратив смысл, превратившись в откровенную халтуру. А тут еще бесконечная реклама, разрывающая действие на куски, как маньяк – жертву. Зрители злятся и матерятся – и от содержания сериалов, и от бесконечных призывов есть, пить, принимать лекарства, брать кредиты, устанавливать тарифы, устранять засоры, стирать пятна.
Но это к слову. Продолжу о «чернухе». Недавно по телевидению показали сериал «Чикатило». Его героем стал известный серийный убийца, погубивший множество людей. «Я не умею и не хочу играть мерзких, на уровне физиологии, - сказал актер Дмитрий Нагиев, сыгравший роль злодея. - Как ни парадоксально, именно это и помогло мне понять глубину падения и мерзости этого персонажа. На съемках этого сериала мне было страшно и отвратительно».
С Чикатило давно все ясно, это - отвратительный тип, чудовище, каким не место на земле. Зачем влезать в его грязную, пропахшую трупами шкуру? Впрочем, актеры – народ не брезгливый, могут сыграть кого угодно, в том числе, монстра. Все просто – за это полагается очень приличный гонорар. Понять их можно – всем хочется жить привольно, комфортно. Только не надо лицемерить, прятаться за высокие слова, рассказывать о том, какие моральные мучения им пришлось испытать.
…Много лет назад Сергей Безруков сыграл бандита Сашу Белого в сериале «Бригада». Эта роль отпечаталась на нем, как клеймо - на всю жизнь. Прошло почти двадцать лет, за это время актер сыграл Есенина, Пушкина, Высоцкого, генерала Капеля, Бориса Годунова, Ивана-дурака, участкового милиционера, но я смотрю на него и вижу только старую роль. И меня привычно передергивает…
Белый и его дружки – Космос, Пчела, Фил ссылались на то, что виной всему был развал страны и тяжелые обстоятельства, в которых они оказались. Поэтому молодые люди, не найдя иного применения своим силам, создали криминальную группировку и превратились в беспощадных налетчиков и убийц.
Но это же – чистой воды лукавство! Многие же перетерпели, пережили трудные времени, сохранили совесть и честь. А эти стали бандитами, потому что в их сути, характере была какая-то червоточина, скрытый порок. Потому что не может нормальный человек вдруг, беспричинно начать убивать. И привыкнуть к этому.
Не только вижу на лице Безрукова «шрамы» его старого персонажа, но и думаю о том, скольким молодым людям он подал пример. После фильма «Бригада» они сколотили свои бригады. Многие из них, возможно, тоже мыкались, не знали куда податься, а Безруков, точнее, его набриолиненный Белый подсказал. И судьбы молодых людей были порушены – одних убили во время бандитских разборках, другие угодили в тюрьмы, побрели по этапам. Вышли из лагерей, потом снова «загремели»…
Актер в этом не виноват, но все же… Ведь факт, что многие молодые люди склонны к подражанию. И не только Саше Белому но и, извините, Чикатило. Ведь он в исполнении Нагиева - загадочный, таинственный. И - сильный, поскольку правит судьбами людей – одних милует, других казнит. Значит, и этот злодей – не дай бог, конечно, станет для кого-то примером…
Может, и 19-летний преступник, устроивший недавно вакханалию в казанской школе, тоже кому-то подражал? Ведь почему-то надломилось его сознание и изменилось восприятие. Не обязательно из-за интернетовских страшилок и кровавых фильмов, но, может, и они сыграли роковую роль?..
В этом году на ТВ появится еще один страшный образ. Началась съемки психологического триллера «Самка богомола». Это - русскоязычная адаптация французского проекта «Богомол», сюжет которого вращается вокруг серийного убийцы. Если раньше ими были мужчины, то на сей раз в роли кровавого монстра предстанет дама, которая жестоко мстит представителям сильного пола, совершившим насилие над детьми и женщинами. Какой-никакой, а новый поворот. Да и вообще, на женщину смотреть всегда приятно – даже, если она с ножом или пистолетом. И даже – вымазана в крови.
Остается добавить, что главную роль в сериале исполнит Ирина Розанова Она впервые за свою более чем 35-летнюю карьеру в кино, снимается в роли преступницы. Однако, не знаю, стоит ли по этому поводу радоваться за народную артистку России…
Уверен, что сейчас кинематографисты работают над новыми образами маньяков и убийц. Может, иные сценаристы и режиссеры находятся в творческом поиске. Им я предлагаю заглянуть в прошлое России. И тогда изуверов хватало!
…Константин Сазонов – маньяк из XIX столетия - расправлялся со своими жертвами с 1814-го по 1816 год. Долгое время был вне подозрений, во многом потому, что служил в Царскосельском лицее, где учился Пушкин. А Сазонов служил при нем «дядькой», то есть, личным слугой и помощником. Целых два года поэт находился по соседству с убийцей!
После того, как Сазонова повязали, и все узнали, кто он на самом деле, Пушкин посвятил ему эпиграмму.
Заутра с свечкой грошевою
Явлюсь пред образом святым:
Мой друг! Остался я живым,
Но был уж смерти под косою:
Сазонов был моим слугою,
А Пешель лекарем моим.
Но последний - главный врач Царскосельского лицея - был не при чем и просто «попал» под пушкинскую рифму. Что же касается Сазонова, то после ареста следы его потерялись…
Матрос торгового флота Николай Радкевич в начале XX века держал в страхе весь Санкт-Петербург. Он мстил проституткам – одна из них в молодости заразила его сифилисом. Маньяк скрывал свое имя, представляясь зловещим «псевдонимом» - Вадим Кровяник.
Его схватили во время попытки совершить очередное убийство. Однако, суд признал Радкевича невменяемым и после лечения в психиатрической лечебнице, в 1916 году, его отправили в ссылку. Но до каторги Радкевич не добрался - с ним расправились другие заключенные.
Затесались в историю России и другие знаменитые убийцы, Например… Нет, на этом остановлюсь, иначе и впрямь невольно подскажу охочим до ужасов кинематографистов сюжет очередного триллера.
Впрочем, они и без меня придумают что-то душераздирающее. Без него, видно, сейчас никак нельзя – для ТВ душегубы интереснее настоящих героев. И - колоритных, значительных личностей.