Войти в почту

Привет от Салтычихи. Психопатия русского кадра

По ТВ бесконечной чередой идут триллеры, детективы, криминальные драмы, в которых киллеры, насильники, головорезы творят свое черное дело. Кажется, кинематографисты уже не видят других целей, кроме шокирующих – напугать, ошеломить, потрясти, разбрызгать кровь по экрану. Неужели зрителям больше ничего не надо или творцы так ограничены, что уже который год не могут расширить рамки своей фантазии?

Привет от Салтычихи. Психопатия русского кадра
© Русская Планета

Мрачные тени выходят из кровавого мрака времен. «Мосгаз» - сериал про московского маньяка Ионесяна, который убивал в 60-х годах. «Хороший человек» - история ангарского злодея Попкова, зверствовавшего на рубеже двух столетий - XX и XXI. «Кровавая барыня» - повествование о садистке XVIII века Салтычихе.

Почему телевизионщики считают, что зрители – сплошь люди с какими-то психическими отклонениями, жаждущие без конца созерцать мучения, пытки и приходящие в восторг от появления очередного душегуба?

Нет, создатели сериалов так не думают. Они вообще не думают.

Телезрители, конечно, хотели бы видеть более качественное, милосердное, раздумчивое, да и просто человеческое и человечное кино. Но кто им такое даст? На ТВ «гонят чернуху» - не потому что она так востребована, а от того, что смастерить ее легче, привычнее. Киноподенщики торопливо черкают сценарии, быстро снимают картины, немедля их продают. Получают огромные деньги и тут же принимаются за новый сериал – часто небрежный, растянутый как резина, невразумительный. Но – с массой убийств и видом хладных трупов.

Искусством – впрочем, какое оно, к черту, искусство! – сегодня правит формат. Скажем, сценарий рассчитан на шесть серий, но продюсер диктует – нет, ребята, надо сделать двенадцать, дороже продадим. И начинается тягомотина: новые сцены, повторы, длинноты. Фильм уже давно пора завершать, а он все идет и идет, потеряв темп, утратив смысл, превратившись в откровенную халтуру. А тут еще бесконечная реклама, разрывающая действие на куски, как маньяк – жертву. Зрители злятся и матерятся – и от содержания сериалов, и от бесконечных призывов есть, пить, принимать лекарства, брать кредиты, устанавливать тарифы, устранять засоры, стирать пятна.

Но это к слову. Продолжу о «чернухе». Недавно по телевидению показали сериал «Чикатило». Его героем стал известный серийный убийца, погубивший множество людей. «Я не умею и не хочу играть мерзких, на уровне физиологии, - сказал актер Дмитрий Нагиев, сыгравший роль злодея. - Как ни парадоксально, именно это и помогло мне понять глубину падения и мерзости этого персонажа. На съемках этого сериала мне было страшно и отвратительно».

С Чикатило давно все ясно, это - отвратительный тип, чудовище, каким не место на земле. Зачем влезать в его грязную, пропахшую трупами шкуру? Впрочем, актеры – народ не брезгливый, могут сыграть кого угодно, в том числе, монстра. Все просто – за это полагается очень приличный гонорар. Понять их можно – всем хочется жить привольно, комфортно. Только не надо лицемерить, прятаться за высокие слова, рассказывать о том, какие моральные мучения им пришлось испытать.

…Много лет назад Сергей Безруков сыграл бандита Сашу Белого в сериале «Бригада». Эта роль отпечаталась на нем, как клеймо - на всю жизнь. Прошло почти двадцать лет, за это время актер сыграл Есенина, Пушкина, Высоцкого, генерала Капеля, Бориса Годунова, Ивана-дурака, участкового милиционера, но я смотрю на него и вижу только старую роль. И меня привычно передергивает…

Белый и его дружки – Космос, Пчела, Фил ссылались на то, что виной всему был развал страны и тяжелые обстоятельства, в которых они оказались. Поэтому молодые люди, не найдя иного применения своим силам, создали криминальную группировку и превратились в беспощадных налетчиков и убийц.

Но это же – чистой воды лукавство! Многие же перетерпели, пережили трудные времени, сохранили совесть и честь. А эти стали бандитами, потому что в их сути, характере была какая-то червоточина, скрытый порок. Потому что не может нормальный человек вдруг, беспричинно начать убивать. И привыкнуть к этому.

Не только вижу на лице Безрукова «шрамы» его старого персонажа, но и думаю о том, скольким молодым людям он подал пример. После фильма «Бригада» они сколотили свои бригады. Многие из них, возможно, тоже мыкались, не знали куда податься, а Безруков, точнее, его набриолиненный Белый подсказал. И судьбы молодых людей были порушены – одних убили во время бандитских разборках, другие угодили в тюрьмы, побрели по этапам. Вышли из лагерей, потом снова «загремели»…

Актер в этом не виноват, но все же… Ведь факт, что многие молодые люди склонны к подражанию. И не только Саше Белому но и, извините, Чикатило. Ведь он в исполнении Нагиева - загадочный, таинственный. И - сильный, поскольку правит судьбами людей – одних милует, других казнит. Значит, и этот злодей – не дай бог, конечно, станет для кого-то примером…

Может, и 19-летний преступник, устроивший недавно вакханалию в казанской школе, тоже кому-то подражал? Ведь почему-то надломилось его сознание и изменилось восприятие. Не обязательно из-за интернетовских страшилок и кровавых фильмов, но, может, и они сыграли роковую роль?..

В этом году на ТВ появится еще один страшный образ. Началась съемки психологического триллера «Самка богомола». Это - русскоязычная адаптация французского проекта «Богомол», сюжет которого вращается вокруг серийного убийцы. Если раньше ими были мужчины, то на сей раз в роли кровавого монстра предстанет дама, которая жестоко мстит представителям сильного пола, совершившим насилие над детьми и женщинами. Какой-никакой, а новый поворот. Да и вообще, на женщину смотреть всегда приятно – даже, если она с ножом или пистолетом. И даже – вымазана в крови.

Остается добавить, что главную роль в сериале исполнит Ирина Розанова Она впервые за свою более чем 35-летнюю карьеру в кино, снимается в роли преступницы. Однако, не знаю, стоит ли по этому поводу радоваться за народную артистку России…

Уверен, что сейчас кинематографисты работают над новыми образами маньяков и убийц. Может, иные сценаристы и режиссеры находятся в творческом поиске. Им я предлагаю заглянуть в прошлое России. И тогда изуверов хватало!

…Константин Сазонов – маньяк из XIX столетия - расправлялся со своими жертвами с 1814-го по 1816 год. Долгое время был вне подозрений, во многом потому, что служил в Царскосельском лицее, где учился Пушкин. А Сазонов служил при нем «дядькой», то есть, личным слугой и помощником. Целых два года поэт находился по соседству с убийцей!

После того, как Сазонова повязали, и все узнали, кто он на самом деле, Пушкин посвятил ему эпиграмму.

Заутра с свечкой грошевою

Явлюсь пред образом святым:

Мой друг! Остался я живым,

Но был уж смерти под косою:

Сазонов был моим слугою,

А Пешель лекарем моим.

Но последний - главный врач Царскосельского лицея - был не при чем и просто «попал» под пушкинскую рифму. Что же касается Сазонова, то после ареста следы его потерялись…

Матрос торгового флота Николай Радкевич в начале XX века держал в страхе весь Санкт-Петербург. Он мстил проституткам – одна из них в молодости заразила его сифилисом. Маньяк скрывал свое имя, представляясь зловещим «псевдонимом» - Вадим Кровяник.

Его схватили во время попытки совершить очередное убийство. Однако, суд признал Радкевича невменяемым и после лечения в психиатрической лечебнице, в 1916 году, его отправили в ссылку. Но до каторги Радкевич не добрался - с ним расправились другие заключенные.

Затесались в историю России и другие знаменитые убийцы, Например… Нет, на этом остановлюсь, иначе и впрямь невольно подскажу охочим до ужасов кинематографистов сюжет очередного триллера.

Впрочем, они и без меня придумают что-то душераздирающее. Без него, видно, сейчас никак нельзя – для ТВ душегубы интереснее настоящих героев. И - колоритных, значительных личностей.