Светлана Крючкова: «Гостиница «Мосфильмовская» избавила меня от чувства сиротства»
Любимая многими москвичами народная артистка РСФСР Светлана Крючкова в интервью часто рассказывает про свой родной Кишинёв и Санкт-Петербург, где живёт многие годы. Но особое место в её жизни занимает и Москва. Особенно наш Западный округ, где она состоялась как киноактриса.
– В столице я долгое время чувствовала себя сиротой, – поделилась Светлана Николаевна. – Я три года поступала в театральное училище, спала на Киевском вокзале. Голодала часто. Я знаю, что такое нужда, и знаю, что такое бездомность. До тех пор, пока в моей жизни не появилась гостиница «Мосфильмовская», я ощущала некое своё сиротство в Москве.
– Сколько раз вы останавливались в этой гостинице при «Мосфильме»?
– Не сосчитать. Когда приезжала сниматься или на гастроли – постоянно там жила. Надо сказать, я в Москве в основном по работе бываю. А вот такого, чтобы сама приехала – просто так, как Светлана Крючкова, не выступать... Нет, я не езжу так в Москву. Потому что снова сиротство своё юношеское вспоминаю и вокзал, где я ночевала.
«ИНТУИЦИЯ ПОДСКАЗАЛА»
– Эти же самые чувства в Москве описывал и знаменитый артист Сергей Юрский. Из Ленинграда его выжили, а в столице он долгое время чувствовал себя некомфортно. Пока не поселился на Большой Дорогомиловской улице. Тогда он, по его признанию, обрёл почву под ногами. Знаю, что со знаменитым жителем запада Москвы Сергеем Юрьевичем Юрским вас многое связывает.
– Юрский – мой самый первый партнёр. Дело было так. Товстоногов меня пригласил на встречу в Большой драматический театр. Георгий Александрович спросил: «Мне сказали, что вы хотите у меня работать. Это правда?» Я ответила: «Я не знаю такого артиста, который бы у вас работать не хотел». И тогда он отправил меня попробоваться в спектакль к Юрскому. Это самая первая роль на сцене БДТ, в спектакле «Фантазии Фарятьева», который поставил Сергей Юрьевич. Я играла девочку. Это до сих пор моя любимая роль, мой любимый спектакль, с которого началась театральная жизнь в Ленинграде. Как Товстоногову пришло в голову поставить меня на такую роль, до сих пор удивляюсь. Ну, у него интуиция была грандиозная. Вообще интуиция много решает в жизни художника – и режиссёра, и актёра. На вопрос «почему?» ответа нет. А вот интуиция подсказала!
ВСЕГДА БЫЛА В КОГО-ТО ВЛЮБЛЕНА
– Вернёмся в гостиницу «Мосфильмовская». Там в фойе стоят макеты героев фильма «Не может быть!» Леонида Гайдая 1975 года, состоявшего из трёх новелл, снятых по произведениям Михаила Зощенко. Вы там сыграли Зинулю, любовницу Барыгина-Амурского. Какими вам запомнились съёмки этой кинокомедии у легендарного режиссёра на «Мосфильме»?
– Я молодая была, мне всё равно было, где там меня снимают. Лишь бы снимали. (Смеётся.) Я слушала Олега Даля, потому что именно он в основном говорил мне, что надо делать. Каких-то особых впечатлений от работы с Гайдаем у меня не осталось. Впрочем, мне тогда было 24 года, и я была влюблена.
– Тогда все повально были в Даля влюблены. Вы тоже в него влюбились, пока снимались на «Мосфильме»?
– Нет, я не в Даля. (Улыбается.) На самом деле я всё время была в кого-то влюблена.
– А вот ваша героиня – асфальтоукладчица Нелли Леднёва, ученица 9 «А» вечерней школы из «Большой перемены» режиссёра Алексея Коренева, была влюблена лишь в одного мужчину – в своего классного руководителя. Этот телефильм, снятый на «Мосфильме» в 1972–1973 годах, до сих пор пользуется огромной любовью зрителей. В чём секрет?
– Фильм добрый. Кстати, попала я в эту картину совершенно случайно. Мой первый муж, актёр Михаил Стародуб, очень похож на Миронова. Я Мише обязана тем, что вообще стала сниматься. Сценарий фильма «Большая перемена» был предложен ему. Он хорошо играл на гитаре, пел и по сценарию должен был играть Ганжу. А потом на роль Ганжи взяли замечательного артиста Сашу Збруева, хотя он не поющий. В итоге Миша попросил меня вернуть сценарий на «Мосфильм». Там я столкнулась с режиссёром Алексеем Кореневым. Таким образом и получилось, что я, слава богу, снялась в «Большой перемене». Режиссёр сначала хотел взять меня на роль Светланы Афанасьевны – жены Ганжи. Я проходила пробы с Александром Збруевым. Но потом Коренев утвердил меня на роль Нелли. Кстати, главная встреча на съёмках «Большой перемены» на «Мосфильме» – Евгений Павлович Леонов, который играл отца Нелли – Степана Семёнович а Леднёва. Мы с Евгением Павловичем потом снимались в пяти картинах. Леонов – мой учитель во многом.