Войти в почту

Любимый фильм Пикассо: в чем заключается успех картины «Летят журавли»

«Летят журавли» — фильм режиссера Михаила Калатозова, снятый по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно молодые» в 1957 году. Считается, что картина изменила жанр советского военного кино. Да и в целом, фильм называют шедевром кинематографа. И без оператора Сергея Урусевского такого результата вряд ли можно было добиться. Он был новатором — например, использовал круговую съемку на рельсах и ручную камеру.

Любимый фильм Пикассо: в чем заключается успех картины «Летят журавли»
© Слово и Дело

Пикассо — о фильме

Кинолента повествует о любви и измене во время Великой Отечественной войны. Казалось бы, история не отличается оригинальностью, но картина Калатозова покорила Каннский фестиваль в 1958 году. Кроме того, «Летят журавли» был любимым фильмом великого художника Пабло Пикассо. Особенный восторг он испытывал от игры актрисы Татьяны Самойловой, которая исполнила главную роль — девушки Вероники. Пикассо и Самойлова лично познакомились в Каннах, спустя год после выхода фильма.

«Таня, вы даже себе не представляете, какая вы прекрасная женщина. Вы сегодня просто женщина — завтра вы будете всемирной звездой», — вспоминает Самойлова слова Пикассо во время знакомства.

И художник не ошибся. Фильм «Летят журавли» стал единственной советской лентой, которая получила «Золотую пальмовую ветвь». Самойлова тоже была отмечена специальным призом жюри.

Критика Хрущева

После триумфальной победы фильма в Каннах в советской прессе появилась лишь короткая заметка по этому поводу — без упоминания имен режиссера и оператора. Кроме того, фильм Калатозова вызвал гнев Никиты Хрущева. По мнению Хрущева, советская девушка не могла себя вести так, как героиня Самойловой на экране. Первый секретарь ЦК КПСС даже назвал актрису девушкой с пониженной социальной ответственностью.

Что сейчас говорят о фильме?

С момента выхода картины прошло 64 года. Несмотря на годы, фильм не теряет своей актуальности. Тема любви, те сложные обстоятельства, через которые прошли герои — близки и сегодняшнему зрителю. Герои получились не искусственные, а настоящие — они совершают ошибки, принимают неправильные решения.

«"Летят журавли" сильно отличается от большинства советских фильмов о Великой Отечественной войне. Вместо классических сюжетов о доблести советских солдат на фронте, мы видим нетривиальную историю, рассказанную глазами главной героини, которую война разлучила с любимым. Именно нетипичный взгляд на проблему, новаторский подход к реализации идеи, ну и конечно, воля случая, позволили картине стать первой и единственной в СССР, ставшей лауреатом "Золотой пальмовой ветви" Каннского фестиваля»; «Кинонаграды, которые получил этот фильм, конечно, заслуженны. Можно сколько угодно фильмов вспомнить на военную тему, но "Летят журавли" всегда будет стоять выше остальных. За режиссерскую и операторскую работу, за роли актёров и музыку, а также за то, что этот фильм горячо любим во всём мире»; «Это действительно редкая и знаменательная художественная работа отечественного кинематографа», — пишут зрители.

Мнение кинокритика

И если в заслуженности награждения картины на Каннском кинофестивале никто не сомневается, то в голове появляется лишь один вопрос — почему этот успех не удалось никому повторить? Как изменилось кино о Великой Отечественной войне? По словам кинокритика Сергея Кудрявцева, современным фильмам будет сложно приблизиться к той планке, которую задала лента «Летят журавли». Более того, картины нашего времени о войне, по мнению кинокритика, стали профонациями.

«Это великое кино. Даже в мире такое не снимают», — подытожил спикер.