Дело Меня и мусорная реформа. Комментарий Георгия Бовта
Тверской суд Москвы прекратил уголовное преследование бывшего губернатора Ивановской области, аудитора Счетной палаты Михаила Меня в связи с истечением срока давности. Его обвиняли в растрате 700 млн рублей. По версии следствия, в 2011 году Мень, будучи губернатором, вместе с бенефициарами группы компаний «Продо» «организовал преступную группу в целях хищения бюджетных денежных средств, выделенных в качестве кредита из министерства финансов для поддержки Ивановской области». Сам Мень не признал вину, свое преследование он считает недоразумением. Так что это было?
Дело экс-губернатора Михаила Меня, который в момент ареста был аудитором Счетной палаты, с самого начала оставляло впечатление некоторой недосказанности: что, мол, все на самом деле не так, как кажется. Хотя выделение кредита компании «Ивановский бройлер», впоследствии обанкротившейся, должно было выглядеть для непосвященной публики весомым основанием для уголовного дела. Для небогатой области сумма солидная. И хотя еще перед арестом Меня все эти деньги в бюджет региона вернули, от задержания его это не спасло. Возможно, сказалось то, что стал давать показания тоже бывший губернатор Ивановской области, сменивший Меня, Павел Коньков, до этого работавший его первым замом, и следственная машина просто ехала своим чередом.
Существует обывательское представление, что, мол, силовики, накапливая компромат на тех или иных видных персонажей, в какой-то момент «Х» идут куда-то наверх испрашивать политического разрешения на арест. Возможно, в каких-то особо важных случаях так и происходит. Но возможно и то, что силовая корпорация уже стала настолько автономной и сама нарастила такой большой политический вес, что может себе позволить во многих резонансных случаях работать по своей внутренней логике и значительную часть политически чувствительных действий производить вполне самостоятельно. И уже потом, когда-то или иное дело раскрутили, происходит вовлечение разных аппаратных группировок, чтобы его замять или направить в определенное русло.
Если говорить о кредите в 700 млн, то в бытность Меня губернатором и не такие суммы выделялись. В частности, на туристический проект «Плес», где находится резиденция бывшего премьера Дмитрия Медведева. Кстати, с убыванием аппаратного веса Медведева некоторые тоже связывали неприятности Меня. Губернатором ведь его назначал именно он, потом Мень перекочевал в его же правительство уже в роли главы Минстроя.
На протяжении всего периода после ареста и избрания весьма мягкой по нынешним временам меры пресечения опытный аппаратчик Мень, а также его адвокаты практически никак не привлекали внимание общественности к ходу следствия. Не было никаких громких заявлений, никто не гнал «политическую волну». И еще в момент ареста аудитора Счетной палаты ходили слухи, что следствие просто дотянут до того момента, когда истечет срок давности, после чего дело закроют. И получился бы небольшой «договорняк». От этого еще больше усиливалось впечатление, что все не то, чем кажется, и что-то явно недоговаривают.
Мне лично наиболее интересной, хотя и не лишенной конспирологического налета, кажется версия о том, что никакой не «Ивановский бройлер», залежавшийся аж с 2011 года, является главной причиной неприятностей аудитора Меня. А главной причиной стали куда более крупные «птицы». Можно, например, увязать задержание Меня с явно пробуксовывающей уже который год мусорной реформой. Где заложены сотни миллиардов рублей и задействованы очень влиятельные, обладающие большим политическим весом бенефициары. Незадолго до своего ареста Мень претендовал на пост руководителя главного оператора мусорной реформы «Российского экологического оператора». Назначение сорвалось в самый последний момент, хотя тогдашний вице-премьер Алексей Гордеев успел даже о нем объявить публично.
На должности аудитора Счетной палаты Мень также проводил проверку хода этой реформы и успел подготовить очень критичный доклад, который у некоторых впечатлительных людей мог составить впечатление о существовании настоящей «мусорной мафии» ничем не хуже какой-нибудь неаполитанской. Достаточно сказать, что практически во всех регионах в прошлом году торги по выбору региональных операторов переработки мусора прошли без конкурса. При этом расценки за вывоз мусора повсеместно безбожно растут.