Как Жан-Поль Бельмондо попал из спорта на сцену и почему педагоги считали его безнадежным студентом?
В субботу, 22 мая, на телеканале «МИР» смотрите остросюжетную французскую авантюрную комедию «Игра в четыре руки» с неподражаемым Жаном-Полем Бельмондо в главной роли.
Обольстительный аферист Александр Дюпре, которого играет актер, безбедно живет за счет богатых вдовушек. Ни одна из них не может устоять перед его обаянием. Каждый раз выдавая себя за разных персонажей, он изящно выколачивает из них целые состояния. Но однажды этот ловкач оказывается втянут в дело о международном промышленном шпионаже. Казалось бы, самое время улизнуть из этого пекла, но главный герой не таков, чтобы упустить несколько миллиардов франков!
Смотрите в субботу, 22 мая, в 23:25 криминальную комедию «Игра в четыре руки» с Жаном-Полем Бельмондо в главной роли.
В этом фильме любимый миллионами французский актер предстает этаким обаятельным мачо: он умен, харизматичен, удачлив, а потому девушки буквально тают в его объятиях. К тому же, он всегда готов дать сдачи обидчикам, да так, чтобы те больше не встали. И не удивительно: Жан-Поль Бельмондо в прошлом – профессиональный боксер, который мог сделать блестящую спортивную карьеру. «МИР 24» рассказывает, почему он выбрал сцену, как стал звездой экрана и по какой причине предпочитал сниматься в боевиках и комедиях.
«Не так уж страшен», или Как актер стал покорителем женщин?
Жану-Полю Бельмондо в этом году исполнилось уже 88 лет. Его биография поистине уникальна: множество неподражаемых комедийных, драматических, детективных и артхаусных киноролей в кино, работа с самыми именитыми режиссерами, опасные трюки, которые актер всю жизнь исполнял только сам. Он стал воплощением брутальности на европейском киноэкране, противопоставив свой образ слащавым красавчикам кинематографа.
Правда, его внешность в молодости не нравилась театральным педагогам, а впоследствии даже вошла в пословицу. «Не так красив, как Делон, но и не так страшен, как Бельмондо» – говорили во Франции. Однако это не помешало ему стать кумиром миллионов. Поклонницы бегали за ним толпами, а несколько поколений девушек во Франции и России выросли, тайком любуясь на его обаятельную брутальную физиономию, вырезанную из журнала.
«Наверное, я угадал нужный момент. Пришел в искусство с перебитым носом, разболтанностью, в простой куртке. И меня приняли. Для кино началось новое время». Так сам Бельмондо вспоминал в одном из интервью свой непростой карьерный дебют.
Бокс или сцена?
На самом деле парижанина Жан-Поля Бельмондо можно было бы с уверенностью назвать «золотым ребенком», который был рожден для искусства. Его отец Поль Бельмондо был известным во французской столице скульптором и преподавал изящные искусства, а мать Сара Мадлен Ришар была художницей. К тому же, родители часто водили сына на спектакли «Комеди Франсез», чтобы привить ему любовь к театру.
В подростковом возрасте Бельмондо-младший серьезно увлекся спортом. В 17-летнем возрасте он даже стал чемпионом Парижа по боксу в полусреднем весе и планировал для себя карьеру спортсмена. Отсюда и знаменитый перебитый нос актера.
Однако потом юноша все же решил попробовать себя на сцене и в 1953 году поступил в Консерваторию драматического искусства на классы Пьера Дюкса и Рене Жирара.
Впрочем, в консерватории Бельмондо слыл дебоширом и злостным прогульщиком. Педагоги считали его безнадежным студентом, а на экзамене преподаватель Жирар даже заявил ему, что с «его бандитской рожей нельзя на сцене обнимать женщину. Зритель этого не переживет, и весь зал будет покатываться со смеху».
Однако педагог ошибся: актер, который не считался красавцем по голливудским меркам, зарабатывал расположение режиссеров обаянием и отлично справлялся с романтическими ролями. Окончив консерваторию, он в 1956 году дебютировал в короткометражке «Мольер», а позже сыграл в фильме «Будь красива и помалкивай», где на съемочной площадке сдружился с дебютировавшим в этом фильме Аленом Делоном. Затем последовала романтическая комедия «Мадмуазель Ангел» с Роми Шнайдер и психологическая драма «На двойной поворот ключа».
Но настоящей удачей стала для него роль свободного от всякой морали негодяя Мишеля Пуакара из фильма Жана-Люка Годара «На последнем дыхании». По воспоминаниям самого актера, вся его жизнь после этого фильма напомнила сказку. Телефон звонил с утра до вечера. «Мне казалось, что это долго не продлится, и поэтому давал согласие на участие в любой картине», – рассказывал актер впоследствии. В числе наиболее успешных картин этого периода – «Две женщины» с Софи Лорен, а также криминальная драма «Сирена с Миссисипи».
От криминальных драм к комедиям
Вместе с режиссером Годаром Бельмондо предстояло пережить еще один карьерный взлет. В 1965 году он снялся в другой его ленте – криминальной драме под названием «Безумный Пьеро». Этот фильм открыл для актера новый период в его жизни. С этого времени и до 1986 года он оставался одним из самых востребованных и высокооплачиваемых актеров Франции. Режиссеров подкупала его готовность самоотверженно работать без дублеров и завышенных требований, зрителей – его образы смелых, удачливых и очаровательных обманщиков, бунтарей и покорителей женских сердец.
К этому времени Бельмондо все меньше уделяет времени театру и все больше погружается в мастерство киноактера. На первый план в кино стали выходить боевики и зрелищные картины, поэтому актер принялся профессионально изучать искусство каскадеров и все чаще соглашался работать с голливудскими режиссерами.
В конце 60-х Бельмондо пытался уйти от своего привычного амплуа. Он снялся в экранизации романа Уильяма Айриша «Вальс в темноте» режиссера Франсуа Трюффо. Но зрители отказывались принимать Жан-Поля в образе обманутого возлюбленного, которым манипулирует женщина. С этого момента Бельмондо окончательно принимает решение сниматься в «гангстерских лентах». Картины «Профессионал», «Борсалино» и «Страх над городом» раз за разом приносили ему успех и признание.
В 1970 году режиссер Филипп де Брока впервые открывает в Бельмондо не только хулигана и гангстера, но и талантливого комедийного актера. С выходом ленты «Великолепный», где он сыграл сразу две роли – писателя Франсуа Мерлена и его персонажа Боба Сен-Клера, к французу приходит слава во всем мире.
Безумную популярность получают ленты «Чудовище» Клода Зиди и «Неисправимый» Филиппа Брока, где в русском дубляже Бельмондо озвучивал Николай Караченцев.
«Этот персонаж удивительно подходит мне. Я сыграл столько серьезных героев, что все решили, что я и в жизни такой. Без Филиппа де Брока люди могли бы позабыть, что я комедийный актер. К сожалению, в этом жанре очень редко найдешь хороший сюжет», – вспоминал об этой работе актер.
«Неисправимый бунтарь»
В 1987 году Бельмондо впервые за долгое время вернулся на театральную сцену, где стал играть в классических постановках – спектаклях «Сирано де Бержерак» и «Дамский портной». Спектакли шли при полном зале, а актер неизменно срывал зрительские овации.
В кино же Бельмондо постепенно уходит на роль продюсера. В 1991 году он основал компанию по производству собственных фильмов, которой дал девичью фамилию своей прабабушки – Cerito.
В августе 2001 года Бельмондо перенес тяжелый инсульт и на некоторое время прекратил всю работу в театре и кино. Заболевание поразило опорно-двигательный аппарат, так что первые месяцы после травмы у него была парализована вся правая половина тела, он едва говорил и медленно передвигался. Обычные люди после такого не встают, а Жан-Поль поднялся на ноги, вернул себе моторику и речь, в четвертый раз стал отцом и продолжил сниматься в кино!
В 2008 году он снялся в фильме «Человек и его собака». «Жан-Поль вернулся, – писал о фильме друг Бельмондо, телеведущий Мишель Друкер. – Он вернулся для страны, для народа Франции. Каким бы он ни был, он доказал, что человек может возродиться из любого состояния духа, как легендарный Финикс, наш неисправимый бунтарь Жан-Поль Бельмондо».