Войти в почту

Андрей Бабожен: «Нужно всегда быть открытым и честным»

«Забайкальский рабочий» продолжает знакомить читателей с молодыми литераторами, составляющими костяк Совета молодых литераторов Забайкалья. Сегодня у нас в гостях молодой, но уже достаточно известный поэт, поэт-песенник, член Союза писателей России, Российского авторского общества и Забайкальской краевой общественной писательской организации Андрей Бабожен. Андрей родился 15 января 1982 года в Чите. На первом году жизни мальчику поставили страшный диагноз — детский церебральный паралич (заболевание возникло при родах). Несмотря на медицинский приговор, родители маленького Андрюши не опустили руки. Они исколесили многие города Советского Союза, лечили будущего поэта в лучших клиниках страны. Первые публикации стихов Андрея состоялись в 2004 году, а уже через пять лет, в декабре 2009 года, вышла дебютная книга стихотворений «Я заболел осенними ветрами». 1 июня 2010 года была издана вторая книга поэта — «Любви хрустальный свет». Но еще до выхода первых книг, в 2008 году, Андрей Бабожен получил всероссийскую известность, став автором слов песни «Любимая», музыку к которой написал известный автор и исполнитель Андрей Бандера (Эдуард Изместьев). На сегодняшний день среди постоянных соавторов-композиторов Андрея Бабожена такие имена, как Алексей Цаплин, Евгений Слепцов, Наталья Балабанова, Олег Зимин, Василий Неведин, и другие. Его песни звучат по радио, на телевидении, исполняются на концертах. Их исполняют Иосиф Кобзон, Эдуард Изместьев, Александр Басанов, Ансамбль песни и танца Дома офицеров Забайкальского края и многие другие известные исполнители. — Андрей, прочитал на вашем сайте, что первые ваши стихи не сохранились, но, может быть, запомнились те чувства, эмоции, которые пережили? — Своё самое первое стихотворение (если так можно назвать те полтора четверостишия с не очень хорошей рифмой и по-детски наивные) я сочинил лет в пять. Эмоции были непередаваемые и незабываемые. Рассказывал этот стишок всем. Потом были ещё какие-то, уже не помню. А вот первое уже осознанное стихотворение я написал в семнадцать лет — летом 1999 года. Вот его можно взять за точку отсчёта. — Как вообще происходит процесс написания слов к песне? Вам сначала дают мелодию, и вы на нее пишите слова или все происходит наоборот? — Слова к песне, по большому счёту, мало чем отличаются от стихотворения, разве что наличием припева или бриджа. Но тем не менее некоторые отличия существуют. В основном песенные тексты я пишу просто так. Мелодию беру из головы. Кстати, я так пишу любые свои стихи, не только песенные. На уже предложенную композитором мелодию я писал всего лишь раза три — четыре, в том числе и на «Любимую». — Что сложнее писать, стихи или песни? — Песенные стихи писать сложнее. Если в обычных стихах поэт ничем не ограничен и может прибегать к разным тропам, стихотворному размеру, объёму произведения, то в песенном тексте из-за ограничения во времени (3-4 минуты) нужно написать так, чтобы повествование было «концентрированным», а песня легко ложилась в душу. — Как родилась самая известная пока песня «Любимая»? — Стихи на готовую мелодию Эдуарда Изместьева (а в 2008 году он выступал ещё под сценическим псевдонимом Андрей Бандера) пришли легко. Я за пару часов написал текст. Писал его в атмосфере предсвадебной суеты. Замуж выдавали мою младшую и единственную сестру. Возможно, это событие и повлияло на тематику песни. Кстати, «Любимая» была второй по счёту песней на мои стихи. За эти годы было написано с Эдуардом ещё несколько песен. — С кем еще из композиторов Вам удалось поработать? — Почти за 14 лет моего песенного творчества мне посчастливилось поработать с такими композиторами, как Юрий Цветков из Санкт-Петербурга — неоднократный участник фестиваля «Песня года», 20 лет проработавший с Эдитой Пьехой; подмосковный композитор Александр Басанов, с которым мы написали песню для Иосифа Давыдовича Кобзона, с десяток произведений для Ансамбля песни и танца дома офицеров Забайкальского края и даже саунд-трек к сериалу. Много уже песен написано с Натальей Балабановой, а также с известным автором-исполнителем Александром Закшевским. Всего более ста песен. — А с кем больше всего понравилось работать? — Каждый композитор интересен по-своему. Абсолютное большинство из них — мои друзья. И работается с ними мне легко. — А какая из современных песен самая любимая? — К сожалению, современная эстрада разочаровывает, а иногда и пугает. Но, к счастью, очень много песен, которые мне нравятся. Люблю, когда в песне заложен глубокий смысл. В общем, мне нравится всё — от рока до шансона, но лишь когда это создано профессионально и от души. — А любимая песня из числа написанных Вами? — Все. Это же мои дети! — А сами не пробовали писать музыку? — Пробовал, но у меня это плохо получается. Каждый должен быть профессионалом в своём деле. — Андрей, не пробовали писать прозу? — Пробовал, но понял, что пока прозаик во мне спит. Наверное, проснётся когда-нибудь. Во всяком случае, хочется в это верить. — Андрей, у Вас уже несколько опубликованных поэтических сборников. Когда вашим читателям ждать следующий? — Работа над седьмой книгой идёт. Но со своими читателями, да и со всеми любителями современной русской литературы хочу поделиться тем, что весной 2020 года в московском книжном издательстве «У Никитских ворот» вышел мой шестой сборник — «Стихи на опавшем листе». Из-за пандемии презентация книги была перенесена на лето или осень этого года. Книга уже доступна для заказа на моём сайте, а также во всех крупных интернет-магазинах страны. Думаю, что вскоре она появится и на прилавках известной книжной торговой сети у нас в Чите. — Ваши пожелания молодым и начинающим поэтам и писателям. Может быть, дадите какой-то совет, который поможет молодым людям шагнуть в большую литературу. — Начинающим писателям дам совет — доносить до читателя только то, во что ты сам веришь. Читатель чувствует неискренность. Настоящий писатель, будь то прозаик или поэт, должен быть открытым и кристально честным, вести за собой, учить своего читателя правде, милосердию, духовно-нравственным ценностям. Но главное — быть самому себе строгим критиком и постоянно находиться в поиске новых образов и тем, понимать, что ты — продолжатель великой русской литературы. — Спасибо! Олег Тополев. Мой уголок Весь день тасует небо облака, Глядит с высот в берёзовые рощи Туда, где ропщет беглая река Да ветер иглы хвойные полощет. И тишина! Такая тишина, Что сердце наполняет до предела! Родной страны родная сторона Душевный разговор ведёт несмело. Мне нравятся таёжные черты Природы дикой, русско-родниковой, В которой нет привычной маяты, Здесь каждый стих созвучен песне новой. Мой уголок! Им явлен я на свет. Он делится со мной своим секретом. И если ты с рожденья не поэт, То приходи сюда, чтоб стать поэтом! Пока ты любишь Пока ты любишь – я живу, А коль разлюбишь – перестану. Уйду в поникшую листву, Доверясь горькому туману. И в час, когда не спится мне, Я сердце мучаю тоскою Да с полумглой наедине Вновь грежу светом и тобою. А засыпаю – вижу сны, Читая их своей душою, В стране забытой тишины, В которой ты всегда со мною. И пусть почти что наугад Впотьмах мы счастье наше ищем, Пока ты любишь – я богат, А коль разлюбишь – стану нищим. Котята (Шутка) Я вижу кошку за окошком И восемь, кажется, котят. Они ещё слепы немножко И есть отчаянно хотят. Толкают, глупые, друг друга Да лезут к мамке под живот. На них с забора близоруко Глядит в смятенье местный кот. Он приходил к ней на свиданье И верил в ночи колдовство. Теперь в глазах непониманье: Чтоб сразу восемь?! И его?! Разбойник сам, по сути, молод, Не нагулялся под луной. Теперь нашёл для грусти повод, Уйдя в раздумья с головой. А те наелись и заснули, Мурлыча сладко в тишине. Быть может, о родном папуле Им что-то грезится во сне.