Режиссер Андрей Батов — о фильме «Турист», съемках в ЦАР и любви к военному кино
Фильм «Турист» повествует о произошедших в декабре 2020 года событиях в Центральноафриканской Республике. По соглашению между Россией и ЦАР инструктор с позывным «Турист» оказался на африканском континенте, где вместе с сослуживцами обучает военнослужащих национальной армии ЦАР FACA. В это время группировки «Коалиция патриотов за перемены» под руководством экс-президента Франсуа Бозизе совершают попытку госпереворота.
«Слово и Дело» обсудили с режиссером картины Андреем Батовым мотивацию к созданию фильма, его личные впечатления от взаимодействия с российскими инструкторами и не простом, но плодотворном знакомстве с африканской землей.
— Какие у вас впечатления от работы над фильмом?
— Находясь уже там, в Африке, я понял, что Африка нам ничего так просто не даст. И каждый кадр мы вымаливали. Но в какой-то момент произошли какие-то метафизические вещи, я почувствовал, что Африка нас впустила. Какие-то маленькие чудеса начали происходить на площадке.
Например, мы снимали кадр с эвакуацией героя на вертолете. И к вертолету вместе с нашими военными медиками подбежала местная собака. Она даже не испугалась шума и работающих винтов. И когда героя положили на носилки и побежали обратно, собака бежала вместе с ними, словно она его ждала. Кадр получился очень интересный.
— Почему вы решили взяться за этот проект?
— Я ни секунды не сомневался по нескольким причинам. Когда мне позвонили и предложили эту работу, предложили поехать в Африку — я сказал да. Потому что это уникальная возможность побывать там, куда просто так в отпуск не слетаешь. И я был абсолютно прав: мы были в самом центре Африки, в сердце Африки, как называют ЦАР. Это удивительное место, где солнце садится и встает по-другому, и воздух другой, и люди другие.
Вторая причина — мне понравилась история, сюжет, который мне поведали буквально на словах. Фильм основан на реальных событиях, и я всегда охотно откликаюсь на такие истории. Я преклоняюсь перед людьми в военной форме, они не просто выполняют свой долг, но и ценой своей жизни защищают наш мирный сон.
Не один фильм военный у меня за спиной, я много общался с этими людьми и я люблю этих людей. Они — золотой фонд нашей нации.
— Но ведь в фильме присутствуют и художественные элементы?
— Художественной части в фильме практически нет, в том плане, что вымысел как таковой практически отсутствует. Мы ставили себе задачу максимально с уважением отнестись к истории людей, которые рискуют своей жизнью, ставили задачу сделать эту историю правдивой. И даже финал фильма (не буду спойлерить) практически совпадает с реальными событиями.
С нами на площадке были военные консультанты, которые не понаслышке знают историю, которая легла в основу фильма «Турист». Они пристально следили за каждым нашим словом, жестом, перемещением актеров в кадре. И по сути дела 50% режиссуры выполнен с их помощью. Это бесценный опыт.
— Что или кто делает этот фильм особенным?
— Кино — вещь коллективная. Здесь огромная заслуга наших консультантов. Заслуга тех, кто нам помогал, кто нас охранял, заслуга съемочной группы. Такое ощущение, что звезды сошлись, не было чувства, будто кто-то мешал процессу, как это бывает. Все работали, как единый механизм.
Актеры, несмотря на 40-градусную жару и сильную влажность, выкладывались на 100%. Они были в полном военном обмундировании, в касках, бронежилетах, с боекомплектом — мы подошли очень пристально. То есть если на актере разгрузка, она набита не какими-то тряпочками, лишь бы выпирала. Там были настоящие магазины, набитые патронами. И так далее — пристальнейшее внимание ко всем деталям. Поэтому актерам низкий поклон, за то что выдержали все это.
— На ваш взгляд, как российские инструкторы понимают свою миссию в ЦАР?
— Вы знаете, здесь не нужно красивых слов, достаточно простого примера. Я наблюдал за реакцией местного населения. Видя белого человека, который говорит по-французски (ЦАР была французской колонией в период с 1875 до 1958 года — Прим. ред.), местные жители настораживались. Но как только люди слышат русскую речь, они сразу начинают улыбаться и безбоязненно идут на контакт. Африканцы всячески помогали нам в съемках — это тоже о многом говорит.
Это очень показательно для определения того, как наши ребята выполняют свою миссию в ЦАР. Местные их буквально с хлебом и солью встречают. Российские инструкторы подарили им мирную жизнь, это правда.
Это интересно: «У нас под ногами был ковер из манго»: интервью с актером о съемках фильма «Турист» в ЦАР