«Горе от ума» в РАМТе – Петрушка на роликах и Чацкий без кареты
Снег... В простых декорациях эта едва заметная деталь, кажется, имеет большое значение – как олицетворение холода и расчетливости вместо горячего сердца и пылких подлинных чувств.
В Российском Академическом Молодежном театре премьера комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» – первой реалистичной комедии с элементами классицизма. Что нового могут увидеть в написанной 200 лет назад пьесе зрители XXI века? Петрушку (Гайдучик Георгий, Савватимов Антон) на роликах и, с одной стороны – совсем другую жизнь обычного московского дворянского дома с привычным укладом, но, с другой стороны – все с теми же проблемами и заботами, что и в наши дни.
Чтобы показать скрытые пружины жизни в XIX веке, автору необходимо было появление героя из иного мира с иными жизненными принципами. А сегодня, в XXI веке, зрителю это действующее лицо необходимо, чтобы понять, что зачастую люди не готовы ничего менять в своей устоявшейся жизни и даже готовы объявить сумасшедшим того, кто мыслит, чувствует и рассуждает иначе, чем они. И таким персонажем становится Чацкий (Керин Максим). Он провоцирует необходимый взрыв и заставляет остальных героев сбросить маски. Он не только участник драмы, но и судья фамусовского общества. Отсюда его длинные, обличительные монологи, за которые Грибоедова упрекали все, кому не лень, но которые в постановке Алексея Бородина уже не кажутся столь длинными, поскольку весь текст артист произносит то как-то вскользь, то будто наспех. Кажется, что он торопится сказать все, пока его не прервали.
Две сюжетные линии – любовная и общественно-идеологическая и отсутствие единства действия – признаки реализма – дополняют передвижные декорации. Постоянное перемещение огромных колонн на колесиках не только добавляет движения, но и вносит некий хаос и усиливает отсутствие единства действия. Этого же эффекта режиссер добивается и выводя актеров в зал. Здесь нет крупных переломных событий, сюжетной развязки и благополучного финала. Но тем не менее в спектакле четко сохраняется структура драмы.
Приезд Чацкого и его первый разговор с Софьей (Семенова Дарья, Таранник Ирина) – завязка любовного конфликта, а первый разговор Чацкого с Фамусовым (Веселкин Алексей) – общественно-идеологического. Любовный конфликт развивается в диалогах Чацкого и Софьи, когда тот пытается выяснить, кого же она любит. А разговоры Чацкого с Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным и другими – настоящие словесные дуэли. Но в кульминации обе эти линии совпадают – общество объявляет Чацкого сумасшедшим, ухватившись за реплику Софьи, что тот не в своем уме. И, наконец, происходит развязка: ночная сцена в доме Фамусовых – Софья узнает, что Молчалин ее не любит, а Чацкий – что Софья не любит его. Последний же монолог Чацкого – развязка общественно-идеологического конфликта.
Все действие построено на взаимодействии главных героев – Чацкого, Софьи, Молчалина и Фамусова. Но есть и второстепенные – которые участвуют, но прямого отношения к сюжету не имеют: Лиза, Скалозуб, Хлестова, Горичи и др. Герои-маски создают социально-политический фон для развития сюжета, подчеркивают и разъясняют что-то в героях. Так, например, дочери Тугоуховских олицетворяют социальный тип московской барышни, а в князе Петре Ильиче Тугоуховском до абсурда доведены черты «мужа-мальчика, мужа-слуги», господа N. И D. – олицетворение сплетни.
Но недаром Пушкин говорил: «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов...» Благородный Чацкий напитался умными мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Но стал ли он от этого действительно умнее? Ведь умный человек в первую очередь понимает, с кем имеет дело и не станет «метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными». И глядя на этого героя на сцене, трудно не согласиться с Белинским, который в свое время заметил: «Это горе. Только не от ума, а от умничания...» Да и, может, он действительно умнее других. Но разве умен тот, кто слепо влюблен? Его переживания, что Софья не отвечает ему взаимностью, словно затмевают все его остроумие.
Но все же «Горе от ума» – это не столкновение ума и глупости, а конфликт различных типов ума. В обществе Фамусова ценятся те, кто всегда умеет «и награжденья брать, и весело пожить». А философствуют тут только на уровне обеда и добывания чинов. Для Чацкого же высшим критерием оценки человека является «ум, алчущий познаний». А представление о службе у него связано с идеалом свободной жизни. Кстати, не так ли и сегодня каждый из нас считает немного странным или сумасшедшим всех, у кого другие ценности в жизни?
Один из важнейших аспектов для Чацкого – свобода выбора. Он твердо уверен, что служить следует делу, а не лицам, и не смешивает личный интерес и веселье с делами: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Но в фамусовском обществе не терпят таких людей: «Спросили бы, как делали отцы, учились бы на старших глядя». Здесь морально то, что выгодно, где важен не человек, а степень его мужества. Здесь царят отношения не между людьми, а между чинами и титулами. А живущие по другим принципам – либо преступники, либо сумасшедшие. А по каким законам живут сегодня? И кого в XXI веке больше – фамусовых или чацких?
Фамусов – воплощение светского общества. Он враждебен ко всему новому, убежденный защитник морали «века минувшего». Главным пороком он считает ученость и избыток ума. Полезным ему кажется только практицизм, умение устраиваться в жизни, а злоупотребление служебным положением он возводит в правило. Что же изменилось со времен Грибоедова? Нет ли и сегодня тех, кто постоянно во всем ищет выгоды? И, возможно, даже находит ее.
Ярче всего общество Фамусова представлено как раз Молчалиным (Шперлинг Даниил). Это своего рода антигерой комедии. И будучи одного поколения с Чацким, он все же – убежденный консерватор. Типичный «средний» человек, он никогда не выходит из общепринятых рамок. Главные его таланты – умеренность и аккуратность. А мыслит и ведет себя он исключительно в зависимости от своего положения по службе. Скромный и услужливый. Ему обязательно нужны покровители, даже если приходится полностью зависеть от их воли. Антипод Чацкого и по характеру и даже по отношению к Софье. И если Чацкий искренен в своих чувствах, то Молчалин лишь искусно притворяется, потому что отец завещал ему «угождать всем людям без изъятья». При этом он не гнушается и другими девушками, даже служанкой Лизой (Матюхова Татьяна, Семенова Дарья).
А Софья – «смесь хороших инстинктов с ложью», как писал о ней Гончаров. Ей присущи своеволие, упрямство, капризность. Все это дополняют размытые представления о морали. И именно это делает ее способной как на хорошие, так и на плохие поступки. Она умна и наблюдательна, но эгоистична и безрассудна в своей любви к Молчалину, что ставит ее в нелепое комическое положение. Конечно, этот максимализм присущ ей в силу ее возраста, ведь ей всего 17 лет. И в этой своей первой любви она просто идеализирует Молчалина. Он пришелся ей по вкусу, потому что вел себя как живая иллюстрация из только что прочитанного романа. В ее любви – желание свободы: она полюбила неравного себе и не боится осуждения общества. Но в этом выборе столько же свободы, сколько и предопределенности. По сути она выбрала просто удобного, мягкого, тихого и безропотного человека. Но в финале от прежней капризной и самоуверенной Софьи не остается и следа. В ее облике проступают черты трагической героини, что невольно сближает ее с отвергнутым ей Чацким.
Стихотворный текст пьесы со сцены звучит довольно прозаично. А огромные и масштабные декорации – высокие колонны, большая карета, которая, кстати, заявлена с самого начала, и диван, сделанный словно для великана, подчеркивают мелочность людей. Они действительно выглядят ничтожно маленькими и несчастными, но при этом каждый ведет себя, словно представляет из себя нечто большое и высокое. И вопреки ожиданиями в финале карета так и останется на сцене вместе с Фамусовым и Софьей, а Чацкий уйдет туда же, откуда и пришел – по лестнице на балкон. Но походка будет уже не столь уверенной, как в начале, он будет постоянно падать, спотыкаться... И снег... В простых декорациях эта едва заметная деталь, кажется, тоже имеет большое значение – как олицетворение холода и расчетливости вместо горячего сердца и пылких подлинных чувств. И довольная улыбка стоящего под лестницей Молчалина наводит на мысль, что прошло столько лет и пройдет еще три раза по столько же, а в этом мире ничего не изменится – всегда будет общество, где живут по законам Фамусова, а те, кто осмелится примерить на себя инакомыслие, будут объявлены сумасшедшими...
Режиссер Алексей Бородин: «Грибоедов остро написал про компанию людей, которые создают удобный им способ жизни, где все роли розданы, а приоритеты расставлены. Чацкий не готов принять такое положение вещей и потому остается один. Где он собирается найти «оскорбленному чувству уголок» – вот в чем вопрос». И ответить на него предстоит как раз зрителю XXI века.