Войти в почту

«Евровидение-2021»: Чуда не произошло, Манижа в образе "самоварной бабы" -  только девятая

Итак, подведены итоги "Евровидения". Победила итальянская группа Måneskin с песней

«Евровидение-2021»: Чуда не произошло, Манижа в образе "самоварной бабы" -  только девятая
© Свободная пресса

Zitti e buoni. Манижа сумела пробиться в первую десятку, что с ее выступлением, кажется даже и неплохо. Второе место заняла Франция.

Хотя российскую певицу Манижу с первых ее музыкальных фраз, да и просто с первых мгновений появления на сцене «Евровидения» оценила европейская публика: пресса, коллеги, участники из разных стран, но главное – местные зрители, которые, как и россияне давно уже устали от затянувшегося локдауна, исстрадались без зрелищ – живых тусовок, концертов и возможности потанцевать, поболеть, и, что называется «дорвались до бесплатного», встретив вышедшую на сцену россиянку заслуженными аплодисментами. Но победы не случилось.

Кстати, как это ни странно, даже аплодисменты здесь, на Западе, возведены в ранг рейтинга, что кажется логичным для неизбалованных по бурной реакции европейцев.

«Я довольна, что мне удалось остаться самой собой на сцене», – признавалась Манижа после первого выступления.

Пока шла подготовка к финалу «Евровидения», в букмекерских конторах разгорались нешуточные страсти на предмет того, кто же станет победителем в этом году. Италия и Франция в фаворитах не значились. Чаще называли, например, литовских музыкантов из группы The Roop с их песней "Discoteque" о внутренней свободе, записанной и снятой в стилистике сериала «Твин Пикс». Продвинутые музыкальные критики уже сравнивают их с российской командой Little Big. Но главное то, что им, их творчеству пророчат взлет, а их песни, как ожидают, станут уже летом популярными на всех курортах и пляжах.

На этом «Евровидении» наблюдался «рост акций» скорей стиля фолк. Впрочем, кто в каком бы жанре ни выступал, первые места, как водится, отдают тем, кто обаял публику. Ведь нельзя же действительно не просто впрячь в одну телегу, но даже просто сравнивать коня и трепетную лань. Это просто совершенно разные вещи.

Причем кто-то из музыкальных критиков уже сравнил номер Манижи с выступлением «Бурановских бабушек», пошутив, что она, кажется, просто отбилась от этой фольклорной группы и пустилась во все тяжакие. А кто-то пошутил, что со своим самоваром (ассоциируя его с костюмом певицы), конечно же, ехать в Тулу не стоит. А вот в Европу, похоже – в самый раз. Тем более, что много раз Россия пыталась удивить и поразить европейского зрителя песнями европейского же стиля. Но вот именно наш, русский фольклор с теми же «Бурановскими бабушками» заходит куда эффективнее. "Бабушки", в отличие от Манижи, заняли второе место, а не девятое, и возможно, в Европу надо было отправлять кого-то ближе к их стилю.

Мы уже писали, что комик из «Камеди клаб» Павел Воля предлагал отправить на «Евровидение» более подходящую под название и дух этой песни певицу Надежду Кадышеву. Но, видимо, это предложение посчитали слишком вычурным и псевдо-национальным выбором для участия в таком серьезном конкурсе, как «Евровидение». Потому-то, скорей всего, и оставили Манижу, остановившись на ее образе самоварной бабы. И, надо признать, своего эффекта авторы этой затеи добились. По крайней мере, первая реакция, как уже говорилось выше, самая правильная. И она, что и произошло, покорила зашоренных, «откалиброванных» и отшлифованных под «евростандарты» музыкального вещания старой матушки Европы местных ценителей – гурманов, так сказать, от музыкальной еврокухни. Ведь евробюргеры, давно уже пресытившиеся всем, что им могут предложить западные музыкальные продюсеры, ошалели от такого натиска простой русской бабы с ее «Русской женщиной», тем более, что в ее роли выступила этническая таджичка или, как принято говорить в толерантном европейском обществе, россиянка таджикского происхождения – Манижа Далеровна Хамраева (Сангин).

Надо заметить, что когда она говорила на «Евровидении», что оставалась самой собой и ритмично повторяла со сцены парафраз из своей композиции «Ничего не бойся», то не лукавила. Более того, с этим высказыванием связана правдивая история, имеющая под собой реальную подоплеку. Дело в том, что прабабушка Манижи была одной из первых женщин Средней Азии, которая сняла паранджу и заявила, что будет работать. А это даже в начале ХХ века было большой смелостью. Так что семейные ценности, о которых поет и говорит Манижа, имеют в ее семье неоднозначный смысл. И это странно звучит в современной Европе с ее подчеркнутой толерантностью.

И вообще, по мнению жителей западной Европы, жизненная позиция и образ жизни ее и ее семьи доказывает ее преемственность западным ценностям. А это для участия в «Евровидении» очень важно. Ее двоюродная сестра, например, Муниса Усманова, является корреспондентом «Первого канала на Российском телевидении – светской женщиной, а не подневольной женой мужа из какого-нибудь аула.

Между тем поражает световое и техническое обеспечение проведения конкурса. Российский певец и участник одного из прошлогодних конкурсов Сергей Лазарев, например, удивлялся новыми правилами конкурса, благодаря которым можно иметь подпевку из 600 бэк-вокалистов, чего раньше делать было нельзя.

Пару слов можно сказать о концертном костюме Манижи на конкурсе.

«Платье — главный манифест „Русской женщины“ на сцене, – считает сама Манижа. – Оно полностью сделано из тканей со всей России. Это платье демонстрирует, как много национальностей в нашей стране».

Между прочим, придумала его мама певицы — ее правая рука и главный советник по сценическим нарядам — Наджиба Усманова. А идея пришла, когда впервые обсуждалось оформление номера Манижи.

Именно в это время на певицу обрушилась волна ненависти с очевидно шовинистическим душком: может ли таджичка представлять на конкурсе Россию

«Манижа, которая выросла в России, является россиянкой и воспринимает русскую культуру как свою родную, понятную, близкую, задалась вопросом — а кто же современная русская женщина? — вспоминает Усманова. — Мы оглянулись вокруг, заглянули за МКАД и дальше — и убедились в том, что мы ничего не перепутали. Русские женщины, они разные и внешне — цветом кожи, волос, разрезом глаз, — и внутренне. И в этом многообразии, миксе и есть их главная сила и красота».

Кстати, что касается русского национального колорита, то до начала конкурса Сергей Лазарев серьезно сомневался в том, что «Русская женщина», спетая на русском же языке, имеет хоть какой-то шанс на таком конкурсе, как «Евровидение». Однако к утру 19 мая выступление Манижи собрало миллион просмотров на официальном YouTube-канале конкурса. А видео «Русской женщины перевалило уже за 11 миллионов просмотров, став рекордсменом среди всех песен этого года на «Евровидении».

Но действительность, как известно, опровергает все прогнозы и предположения.

«По сути, каждая песня – это хит, – считает Манижа. – Но при этом нет ощущения какой-то жесткой конкуренции между участниками конкурса. Наоборот, все настолько дружелюбны, настолько внимательны друг к другу... Если честно, я давно не встречала таких добрых людей, да еще собравшихся в таком количестве в одном месте».

И это все, как говорится, дало свой результат.

«Я победила себя прежде всего. Если честно, мне не важно, кто что сказал, кто и как оценил, кто на какое место подвинул, кто и что предсказал или не предсказал, – резюмирует Манижа. – Главное, что я сама довольна своим выступлением, что я сумела сделать все так, как должна была сделать и считала нужным».