Он отправился на фронт в 19 лет, прошел всю Великую Отечественную, а после прославился своими фильмами о войне. Сегодня 100 лет со дня рождения режиссера Григория Чухрая. Он снимал по-особенному – без батальных сцен и громких слов и подвигов. В центре его картин – истории обычных людей, которых судьба каждый день испытывает на прочность, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Екатерина Макарова.
Трагедию о любви красного снайпера и белогвардейского офицера Григорий Чухрай прочитал в госпитале. Повесть «Сорок первый» Бориса Лавренева запала в душу фронтовику. С нее же после войны начнется его кинокарьера. Фильм сначала обвинят в идеологических ошибках, а потом – отправят на Каннский фестиваль.
«Балладу о солдате» Чухрай тоже задумал на фронте. Он и сам когда-то, как и его герой Алеша Скворцов, посреди войны получил отпуск за боевые заслуги. Поехал искать любимую, чтобы непременно жениться.
«Пришли 8 мая в ЗАГС, а там уже тетка моет полы, говорит, уже все закрылось. Ну если, говорит, вы не раздумаете, приходите завтра. И мы пришли 9 мая 1944 года: поженились, расписались. И всю жизнь мою 9 мая для нас – двойной праздник», – рассказал Павел Чухрай.
Сын режиссера Павел Чухрай вспоминает: отец был принципиальным. «Балладу о солдате» запрещали к показу: в ней не было героических подвигов. Чухрай-старший стоял на своем: война – это не только перестрелки. Ему были важнее чувства людей. Картину заметил Никита Хрущев, велел снова отправить в Канны. Там она получила две премии, а позже – номинацию на «Оскар».
Еще дальше пошел Чухрай в «Трясине». Правдиво рассказал о дезертирстве и слепой материнской любви. Работать над картиной позвал молодого сценариста Виктора Мережко.
«Для нас Чухрай был иконой. Я был студентом ВГИКа сценарного факультета. Это имя, это легенда, это мечта, чтобы мастер на тебя обратил внимание», – рассказал народный артист РФ, режиссер Виктор Мережко.
В 60-х Чухрай взялся за передел системы советского кинематографа: ввел в нее рыночные отношения. Организовал экспериментальную киностудию: там платили не за количество отснятой пленки, а за успех фильма в прокате.
«Эта организация вдохновлялась Косыгинскими экономическими реформами, там планировался переход на хозрасчет, соответственно, заинтересованность режиссера, как бы мы сейчас сказали, в высоких кассовых сборах. Был такой островок голливудской практически экономической модели, системы внутри советского кинематографа», – рассказал киновед Андрей Апостолов.
Так Григорий Чухрай стал одним из первых продюсеров в стране. Его киностудия выпустила «Белое солнце пустыни», «Рабу любви», комедии Гайдая – фильмы-легенды, но не затмившие его собственные.