Долгая дорога к зрителю. Ленте «Мосфильма» - 60 лет

Фото: кадр из фильма Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» 1961 г.

Долгая дорога к зрителю. Ленте «Мосфильма» - 60 лет
© На Западе Москвы

18 мая 1961 года на экраны страны вышел фильм Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда». Научно-фантастическая комедия демонстрировалась в кинотеатрах чуть больше месяца, до 22 июня, показ ее был внезапно прекращен, и картина легла на полку на долгие годы.

«Это фильм трудной судьбы», - рассказывает известный киновед Дарья Борисова. - Начнем с того, что лента была наполовину переснята. Режиссеру пришлось заменить актеров. Рязанов планировал снимать в роли первобытного жителя гор, Чудака, Игоря Ильинского, но для пожилого уже артиста исполнять сальто под струями поливомоечных машин или бесноваться в плясках было не под силу. Так в картине появились молодые Юрий Яковлев и Сергей Юрский, компанию им составили Анатолий Папанов и Анатолий Адоскин. Фильм «Человек ниоткуда» стал смелым парафразом «Собачьего сердца» Михаила Булгакова. В нем тоже речь шла о превращении первобытного существа (дикаря племени тапи) в человека силами ученых-антропологов, но в отличие от Булгакова, который выразил сомнение в необходимости таких экспериментов, Рязанов, напротив, предложил позитивное развитие истории. Советским ученым удалось довести свой опыт до конца - привить дикарю человеческие привычки, а главное – советскую психологию и мораль». Официальной критикой картина была встречена враждебно. О ней плохо отозвались на очередном съезде партии, руководители страны усмотрели в этой истории пародию на власть и советский строй. Фильм назвали безыдейным, «малохудожественным», «грубой поделкой» и пригвоздили к полке. Там «Человек ниоткуда» пылился до перестройки, как и многие другие картины, которые показались руководству страны сомнительными.

Фото: кадр из фильма Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» 1961 г. Кутузовский проспект. Старший сержант милиции в исполнении Юрия Белова стоит на посту.

Пародия на фантастику

«И только после Пятого съезда кинематографистов, когда была создана знаменитая конфликтная комиссия, забытые фильмы стали возвращаться на экран, среди них были шедевры отечественного кино», - продолжает рассказ Дарья Борисова. - Картину Рязанова «Человек ниоткуда» шедевром назвать трудно. Но это, несомненно, кино экспериментальное, сделанное смело и интересно, пародия на фантастику, которую режиссер назвал «ненаучной». Лента снята по пьесе мудрого и ироничного Леонида Зорина. Сегодня «Человек ниоткуда», пожалуй, единственный образчик научно – фантастической комедии в нашем кинематографе».

В фильме снимались замечательные актеры, на которых любопытно смотреть и сейчас. На роль Чудака пробовался не только Игорь Ильинский, но и Леонид Быков, Олег Попов, Юрий Никулин и Ролан Быков. Ученого-антрополога Поражаева мог сыграть Всеволод Сафонов. Газеты публиковали претендентов на роли в гриме персонажей, но остались в картине только Юрский, Яковлев,Папанов и Никулин, правда Никулин сыграл не главную роль, а эпизодическую – участкового милиционера. Для Юрия Яковлева это было второе появление на экране после «Идиота» Пырьева, а Анатолий Папанов и Сергей Юрский дебютировали в кино в главных ролях. Причем Папанов исполнил сразу четыре роли. Образ возлюбленной ученого-энтузиаста Поражаева и его антипода, вечно сомневающегося и осторожного, врага науки, Аркадия Крохалёва, создала на экране Людмила Гурченко, уже работавшая с Рязановым ранее.

Фото: кадр из фильма Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» 1961 г. Герой Юрия Яковлева читает статью в газете о себе на Кутузовском проспекте, рядом с гостиницей «Украина»

Кутузовский проспект крупным планом

У фильма было рабочее название «По ту сторону радуги». И режиссеру удалось прогуляться по радуге – заглянуть в завтрашний день человечества. Москвичи пользуются воздушным такси, перемещаются по городу на вертолетах, в кабинете врача установлен УЗИ-осцилограф, главный герой демонстрирует владение пирокинезм - силой мысли воспламеняет предметы на расстоянии. Кое-что режиссер заимствует из мирового кинематографа, например, сцену разухабистой пляски профессоров, он явно подсмотрел в голливудском фильме «Лошадиные перья», возможно из старых немых картин перекочевал в «Человека ниоткуда» и кадр, где главный герой залезает на фонарный столб.

Фильм Рязанова интересен еще и тем, что очеловечивание дикаря из племени тапи, происходит в Москве. Мы видим столицу 60-ых из окна вертолета, она молода и прекрасна - герои летят над новым зданием МГУ на Воробьевых горах, рассматривают с высоты недавно построенные дома на Ленинском проспекте. Наш округ мелькает в картине часто. Так главный герой – Чудак объедается мороженым у гостиницы «Украина», на фоне этой высотки он исполняет прыжки и кульбиты под струями поливомоечных машин, на Кутузовском проспекте дежурит постовой, который забирает Чудака за шалости в отделение милиции вместе с его другом и наставником ученым Поражаевым. Кстати, Поражаев рассматривает информационный стенд, где размещена газетная передовица о его безвременной кончине, тоже на Кутузовском проспекте рядом с «Украиной». Из окна машины, в которой едут герои, видна набережная Тараса Шевченко и Смоленский метромост через Москву-реку. Этот старейший в стране метромост связывает станции «Смоленская» и «Киевская» Филёвской линии.

Сегодня картину «Человека ниоткуда» можно посмотреть бесплатно в хорошем качестве в онлайн-кинотеатре «Мосфильма».