Войти в почту

Как поступить в чешский вуз и найти подработку: студентка из Калининграда — о жизни в Праге

22-летняя Валерия Клименко почти пять лет учится в столице Чехии и мечтает построить там кинокарьеру. Девушка рассказала «Клопс» о нравах и причудах местных жителей и своих впечатлениях от страны.

Европейский Голливуд

Буквально сегодня еду на примерку костюма для продолжения американского телесериала «Карнивал Роу» с Орландо Блумом и Карой Делевинь. В прошлом сезоне я сыграла в эпизоде фею-воина.

Про Орландо я слышала много странных вещей. Но вот был такой случай: однажды я случайно толкнула его локтем в грудь — неприятный человек, наверное, бы сказал что-то грубое, а он извинился передо мной и засмеялся. Но оставлять автографы Блум не любит. Кстати, к звёздам мировой величины нельзя приставать на съёмочной площадке, тем более просить фоткаться: влепят крупный штраф.

Попасть на площадку относительно просто: сделай фото, следи за объявлениями и регистрируйся в агентстве. Однажды я играла в массовке: снимался фильм о терактах в Европе 2015 года. Чехи не понимали, что нужно делать, а я им переводила с английского. Услышав это, помощница режиссёра схватила меня за руку и потащила переодеваться, делать другую причёску. К одежде прикрепили микрофон, всучили листок с парой слов — так мне удалось поболтать с главной героиней.

Меня можно разглядеть в сериале «Чудотвордцы» — там играли Дэниэл Рэдклифф и Стив Бушеми. В конце одной из серий создатели решили вставить фотографии актёров, есть среди них и мои. Рэдклифф за кулисами оказался настоящим улыбчивым лапочкой — нам удалось немного поговорить.

В Чехии киноиндустрия мощно развита. Американские режиссёры сняли здесь много фильмов и сериалов: платить массовке чешскими кронами выгодно, и остальные расходы не так ощутимы для бюджета, как в странах еврозоны.

Съёмочный день в массовке сулит 3,5 тысячи рублей, бывают и доплаты: если работаешь больше 12 часов, ходишь на примерки или если требуют сдать тест на ковид. Выгоднее всего сниматься в рекламе: если тебя хорошо видно более трёх секунд, то должны заплатить «выкуп» — buyout. Если ты азиат, мулат или темнокожий, в Чехии можешь заработать в два раза больше.

Как поступить в чешский вуз

Я учусь здесь в университете на экономиста. Чтобы получить бесплатное образование, иностранцу нужно пройти нострификацию — подтверждение аттестата. Это правило не относится к выпускникам вузов и коллеждей. В Праге к нострификации относятся требовательнее — будут внимательнее проверять твою школу и вчитываться в документы. Я заплатила за процедуру тысячу крон — 3,5 тысячи рублей.

Всё как везде: сдаёшь вступительные экзамены, но сначала — язык. Уровень — не менее B1-B2. Можно учить чешский при вузе, куда собрался поступать, тогда зачтут сертификат об окончании курсов. На экономический факультет нужно сдать английский и математику.

Когда «запах» — это вонь, а «вуне» — аромат

Чешский — это как русский, только наоборот. Группа языков одна, но некоторые слова значат совсем противоположное. Для меня открытием было и то, что у чехов «не» с глаголами пишется слитно и есть седьмой падеж — звательный. Пригодится, если нужно обратиться к собеседнику.

Первый год я с лёгкостью учила язык, но на практике возникли трудности — ты едва ли понимаешь преподавателей и ликуешь, если удаётся услышать знакомые слова. Сюда переезжает много словаков: когда-то это была одна страна, языки совпадают на 90%. Достался мне один такой препод в вузе — на лекциях говорил исключительно по-своему. В голове была каша, сейчас привыкла.

Миграционная политика в Чехии довольно жёсткая, но я замечала много ребят из Украины, Казахстана и Вьетнама. В Праге даже появился вьетнамский рынок, на котором действуют свои законы: продают что хотят и работают даже во время локдауна.

Горячие сердца и любовь к прошлому

Чехи по натуре своей свободолюбивы и политически активны — когда их что-то не устраивает, сразу же бегут на митинги. После российских дипломатов внимание сместилось на премьера-министра Андрея Бабиша. Говорят, политик силком отправил сына лечиться в крымскую психушку, и тот пошёл жаловаться на отца в прессу. Противники на митингах «посылают Бабиша на Крым», хотят отстранить за нечистые дела. Но протесты довольно мирные.

Я заметила за местными неприятную черту: двуличие. Здесь не принято говорить гадости людям в лицо, русскую прямолинейность чехи принимают за бескультурье. Мол, как это так — сказать неприятное собеседнику? Поэтому если чех похвалил тебя, не спеши обольщаться.

Не сказать, что в стране есть какое-то определённое мнение по поводу русских. Порой портят настроение ярые националисты, которые припоминают: вот, в 1968 году вы, русские, захватили Чехию. А я не понимаю: почему мне, тогда ещё не родившейся, это сейчас выговаривают? К тому же я не считаю, что это была оккупация.

Молодое поколение в большинстве своём лояльное, им нет дела до обид стариков. Но и среди старшего поколения можно встретить и очень отзывчивых людей, которые русский язык помнят по школе. Забавно наблюдать, как человек в возрасте при слове «Россия» начинает вспоминать басни, стихи и присказки вроде «зайчик вышел погулять».

Русские влюблялись в ценник

Наш брат прочно обосновался в Чехии. Если кажется, что в Праге вы часто слышите знакомую речь, то загляните в Карловы Вары — там даже объявления о сдаче квартир пишутся на русском. Раньше здесь было выгодно покупать недвижимость, сейчас из-за скачков валюты всё подорожало. Мы с мамой думали продать двушку под серый ключ в Калининграде, но в Праге за эти деньги даже половину однокомнатной квартиры не купишь.

Продукты в целом здесь дороже, чем в Калининграде — прошлым летом была дома, сверялась. С жильём такая же история. Мы с парнем снимаем «1+КК» — здесь так называют студию с небольшим коридорчиком. Платим чуть больше 40 тысяч рублей в месяц, до центра на трамвае ехать 15 минут.

С чехами можно подружиться, но я чаще тусуюсь с соотечественниками. Мы заглядываем в кафе, которое открыла пара — тоже выходцы из России. Они здесь давно, успели родить и вырастить детей.

У нас с чехами есть какой-то барьер в общении: они приветливы, но найти приятелей не так-то просто. Хотя подруга встречается с местным парнем — он вроде такой же, как и мы. Взрослые чехи бывают очень настойчивыми даже после отказов: «Может, вы скоро с парнем расстанетесь. Позвонишь мне?»

По отношению к девушкам чехи менее галантны, чем наши мужчины. Типичная ситуация в метро: открывается дверь вагона, а парень, обгоняя, несётся занимать себе сиденье.

Как пережили локдаун

В Чехии из-за ковида был жёсткий локдаун: с конца октября по начало мая — только на прошлой неделе всё открыли. Полгода работали только супермаркеты, ветеринарки и аптеки. Если в магазине были отделы с канцелярией, их перекрывали лентой и вешали табличку: «Эти товары покупать нельзя». Только заказы по сети, только хардкор.

Был комендантский час с девяти вечера до пяти-шести утра, до сих пор в людных местах нужно защищаться. Ходят только в респираторах, в масках нельзя. Однажды меня даже оштрафовали на сто крон, а друга за прогулку по набережной — на пятьсот. Дело не в сексизме: когда платишь сразу, сумма меньше. Тем, кто откладывает и приходит платить в какое-то специализированное заведение, могут выставить счёт до десяти тысяч крон.

При этом даже в самый пик «короны» чехи границы не закрывали, можно было выехать. Главное — делай ПЦР-тест и по возвращению соблюдай пятидневную самоизоляцию. Из-за пандемии много иностранцев уехало из страны — так и не вернулись.

Город-сказка

Когда ко мне приезжают знакомые и родня, я сначала вожу их по основным достопримечательностям, а потом — на природу. В Праге очень много парков: кажется, на каждой ветке метро ты выйдешь у какого-нибудь зелёного массива. Тройский замок, что напротив зоопарка, туристам не показывают, а зря — сад там шикарный, почти как ботанический.

Если выехать чуть-чуть за пределы Праги в сторону Карлштейна, уткнёшься в живописные каньоны с весёлыми названиями: Большая Америка, Малая Америка, Мексика. Любят местные приписывать и частичку себя: Чешская Швейцария, Чешская Сахара. Леса здесь превращают в парковые зоны — чехи охотно занимаются бегом на природе.

Про Прагу ходит много легенд, включая и то, что «косячки» здесь легализованы. На самом деле нет: выращивать и продавать нельзя, но за небольшое количество травки местных не штрафуют. Иногда пройдёшь где-нибудь по туристическому центру, а кто-то из прохожих шлейф оставляет.

Во время ковида Прага немного выдохнула. Речь о карманниках: раньше к тебе в сумочку запросто могли залезть. Недавно в кафе словила себя на мысли, что сумку оставила на диване без присмотра.