Войти в почту

Ужас и красота: как сериал «Подземная железная дорога» меняет историю Америки

14 мая на онлайн-платформе Amazon Prime состоялась премьера сериала «Подземная железная дорога» — авторского проекта от оскароносного Барри Дженкинса при продюсировании Брэда Питта. Наш киноредактор Елена Зархина рассказывает, почему сериал вызывает одновременно ужас и восторг и зачем его смотреть.

Ужас и красота: как сериал «Подземная железная дорога» меняет историю Америки
© WMJ.ru

Кадр из сериала «Подземная железная дорога»Пресс-служба

Кадр из сериала «Подземная железная дорога»Пресс-служба

Кадр из сериала «Подземная железная дорога»Пресс-служба

Кадр из сериала «Подземная железная дорога»Пресс-служба

Кадр из сериала «Подземная железная дорога»Пресс-служба

Кадр из сериала «Подземная железная дорога»Пресс-служба

Кадр из сериала «Подземная железная дорога»Пресс-служба

Кадр из сериала «Подземная железная дорога»Пресс-служба

Кадр из сериала «Подземная железная дорога»Пресс-служба

Кадр из сериала «Подземная железная дорога»Пресс-служба

Кадр из сериала «Подземная железная дорога»Пресс-служба

Кадр из сериала «Подземная железная дорога»Пресс-служба

Кадр из сериала «Подземная железная дорога»Пресс-служба

Кадр из сериала «Подземная железная дорога»Пресс-служба

Кадр из сериала «Подземная железная дорога»Пресс-служба

Кадр из сериала «Подземная железная дорога»Пресс-служба

Кадр из сериала «Подземная железная дорога»Пресс-служба

Кадр из сериала «Подземная железная дорога»Пресс-служба

Кадр из сериала «Подземная железная дорога»Пресс-служба

Кадр из сериала «Подземная железная дорога»Пресс-служба

Абьюз или груминг? Как распознать виды насилия — учимся на примере сериалов

Темнокожая рабыня Кора работает на хлопковой плантации в Вирджинии. Непосильный труд, нечеловеческая жестокость как хозяев, так и братьев и сестер по несчастью, готовых на все ради выживания, толкают Кору на отчаянный шаг, и она сбегает вместе с недавно прибывшим Цезарем. Именно от него она узнает о существовании некой подземной железной дороги, ведущей к свободе. Но по их следам уже идет безжалостный охотник за беглыми рабами.

Первое, чем может похвастаться новая работа Барри Дженкинса (получившего «Оскар» за драму «Лунный свет»), — это потрясающие актерские работы. Во-первых, она зажигает новичков в лице исполнителей главных ролей Тусо Мбеду и Аарон Пьер, а во-вторых, в необычном амплуа выступают Джоэл Эдгертон и Дэймон Херриман (дважды сыгравший Чарльза Мэнсона — у Тарантино в «Однажды в… Голливуде» и у Финчера в «Охотниках за разумом»).

Еще одно достижение сериала — визуальный ряд. Дженкинс работает со своим постоянным оператором Джеймсом Лэкстоном, в котором он нашел единомышленника и человека, способного воспроизвести на экране тот кинопоэтический язык, которым славится режиссер. Стилистика Дженкинса уже давно вырисовалась в самобытный авторский почерк: постановщик талантливо переплетает музыку, монтаж и замедленные кадры с фокусом на лица героев, для того чтобы усилить напряжение и найти новые точки обзора истории. Если у любого другого режиссера подобные художественные ходы могли вызвать откровенное раздражение, у Дженкинса это получается абсолютно органично.

Кадр из сериала «Подземная железная дорога»

А теперь самое непростое — сюжет сериала, основанный на книге американского писателя Колсона Уатхеда. Если вам кажется, что вы видели достаточно историй про рабство в США и ничто не сможет вас удивить, то вам кажется. Дженкинс при продюсерской поддержке Брэда Питта (особо неравнодушного к историям про угнетателей и угнетенных) создает своего рода перевертыш: пусть в основе сюжета реальные случаи жестокости и насилия, но сам проект существует в рамках альтернативной истории.

На самом деле никакой подземной железной дороги, спасающей беглых рабов от жестоких хозяев, не существовало. Этот вымысел нужен постановщику (а Дженкинс здесь еще и автор сценария) для создания уникального контекста — его герои имеют призрачную возможность спасения, но никакого буквального освобождения нет. Да, Кори и Цезарь убегают от жестокого хозяина, однако каждый новый эпизод приводит их в очередную точку, лишь прикидывающуюся безопасным пространством.

Кстати, в сериале удивляют имена некоторых рабов. Например, помимо Цезаря, здесь есть герой по имени Гомер. Оказывается, рабовладельцы на самом деле любили называть рабов римскими и греческими именами великих людей. Смысл во все это вкладывался абсолютно издевательский — была какая-то дикая ирония в том, что условный Цезарь чистит сортир, а Гомер боязливо опускает глаза, опасаясь гнева своего хозяина.

Кадр из сериала «Подземная железная дорога»

Но вернемся к самой истории — Дженкинс вместе с соавторами абсолютно не щадит зрителя. Первая серия, вопреки выдающейся операторской работе, ласкающей глаз, становится настоящим испытанием. Это немыслимая концентрация насилия, жестокости, изуродованной плоти, пыток и издевательств одних людей над другими. В следующем эпизоде один из героев подытожит все происходящее горьким заключением: «Поразительно, какое зло может совершить один человек над другим, если верит, что его дело правое».

И зла здесь правда будет достаточно. Сбежавшие из одного ада Кори и Цезарь попадают в другую его версию — странный город, в котором местные (что важно — белые) жители относятся к темнокожим на равных. Они дают им красивую одежду, работу и обеспечивают всем необходимым. Но достаточно быстро эта утопия заканчивается — выясняется, что жители проводят научные эксперименты над темнокожими, подвергая их новым изуверствам. Эта серия напоминает комбинацию «Рассказа служанки» и фильма «Прочь» — в них тоже человек не представляет особую ценность и служит способом достижения своих целей для конкретной привилегированной группы.

Кадр из сериала «Подземная железная дорога»

Дженкинс намеренно замедляет повествование, позволяя зрителю внимательнее изучить созданный на экране мир. Также режиссер интересно работает на контрасте: в дневных сценах он щедро заливает все слепящим солнечным светом, а в ночных — почти лишает пространство освещения, усиливая ощущение ужаса.

Но, если пробраться сквозь пилот сериала, дальше становится намного легче. Проект строится по принципу: новая серия — новое место действия и новые герои. Поразительно, но шоу в какой-то момент получается иммерсивным — зритель и сам становится участником событий, потому что наблюдать за всем происходящим и не подключиться к этому эмоционально решительно невозможно.

Кадр из сериала «Подземная железная дорога»

«Маленькие проблемы большого эго»

Несмотря на то что «Подземная железная дорога» показывает один из самых стыдных и немыслимых периодов в истории США, он получается актуальным и для дня сегодняшнего. Кажется, что история про рабовладельческий строй в Америке невероятно далека от нас, но по факту ближе и понятнее, чем может показаться на первый взгляд. И дело не только в нашем крепостном прошлом, но в том, как мир продолжает держаться не только на любви и милосердии, но и на идее доминирования одних людей над другими.

Дженкинс своим монументальным проектом подводит жирную черту под темой рабства и угнетения. Его проект — это исчерпывающее путешествие по всем кругам ада, которому удается не эксплуатировать тему и не скатиться в формальный лозунг. «Подземная железная дорога» — мощное и самобытное высказывание режиссера, который смотрит на мир глазами поэта, что не мешает ему видеть все его недостатки.

Подписывайся на страницы WMJ.ru в ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Instagram и Telegram

Фото:Пресс-служба

Видео:@Amazon Prime Video/ YouTube